В директорском корпусе города — новое лицо. Решением наблюдательного совета ОАО «Красный пищевик» на должность директора предприятия назначен Сергей Анатольевич АНЮХОВСКИЙ. Это кадровое решение должно стать логичным продолжением череды прошлогодних событий, так или иначе связанных с предприятием. …Продолжением, а лучше — завершением. Новый директор полон идей, а его подчиненные — надежд, связанных с реализацией этих замыслов. О настоящем и будущем знакового бобруйского предприятия — наш сегодняшний разговор.
Родился в 1980 году в деревне Ляховка Дубровенского района Витебской области. В 2002 году окончил Горецкую сельхозакадемию. Работал в КУП «Витебскпищепром», объединяющем в себе 21 предприятие области, включая всем известную «Витьбу». С 2008 года — заместителем гендиректора по коммерческим вопросам и экономике РУП «Витебский ликеро-водочный завод». В конце декабря получил предложение от руководства концерна «Белогоспищепром» возглавить ОАО «Красный пищевик». С 15 января 2014 приступил к исполнению обязанностей директора предприятия. Женат, воспитывает двух дочерей.
— Сергей Анатольевич, тяжело ли вам далось решение стать у руля «Красного пищевика»? Все-таки другой город, даже регион. Да и проблем вокруг предприятия в свое время было немало.
— Поразмыслить, конечно, пришлось. Дня три, а то и больше. Дело не только в географии и переездах. Отрасль совсем иная. Сырье, себестоимость, рынки сбыта — все приходится осваивать почти с нуля. Да и бытовые проблемы тоже надо учитывать. Пока живу на съемной квартире, семья еще в Витебске. Со дня на день буду перевозить в Бобруйск.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние предприятия?
— Сразу скажу: я пришел сюда не в качестве кризисного управляющего. Предприятие стабильно работает, его продукция востребована потребителем. В конце марта состоится очередное собрание акционеров, на котором будут подведены итоги минувшего года, в том числе и начислены дивиденды нашим акционерам.
— Между кем сегодня распределены акции предприятия?
— Более 60 процентов акций находится в руках государства, в том числе и у Бобруйского горисполкома, остальные 40 — у юридических и физических лиц. Что касается физлиц, то в своей основной массе это люди, которые раньше здесь работали, но в силу возраста вышли на пенсию.
— Именно с вашим приходом многие на предприятии связывают рост заработной платы. Насколько существенно приросли цифры в расчетных листках, а главное — за счет чего это было сделано?
— Заработную плату подняли еще до моего прихода, так что это не моя заслуга. Сентябрьское повышение было связано с увеличением тарифной ставки первого разряда, а декабрьское — за счет возросших премиальных, то есть прибыли. Причем это увеличение коснулось прежде всего наших рабочих. Думаю, и очередной рост зарплаты, если позволит экономическая ситуация, ощутят те наши люди, которые непосредственно заняты на производстве. Пока же средняя зарплата у нас составляет 5,8 миллиона рублей по итогам 2013 года. Чистая прибыль по итогам минувшего года в пределах десяти миллиардов рублей.
— Аппарат управления не в обиде?
— У ИТРовцев достаточно высокий уровень зарплаты, чтобы обижаться. А рабочих нужно «подтягивать». Ведь есть у нас специальности, которые не пользуются спросом из-за больших физических нагрузок и невысокой оплаты труда. Вакансии заполняем работниками пенсионного либо предпенсионного возраста. От этой практики надо уходить. Заработная плата должна быть соизмерима с усилиями, прилагаемыми работником. Я как про умственный, так и про физический труд говорю.
— Все мы знаем, что экспортным вектором для всех белорусских товаров является Россия. «Красный пищевик» — не исключение?
— 70 процентов экспорта нашей продукции идет за восточную границу. Но о больших прибылях я бы не стал говорить. В лучшем случае — безубыточность. Курс-то российского рубля пошел на снижение. По большому счету, нам надо поднимать цены. Но стоило немного подвинуть цену, как упали продажи. В марте очень сложная ситуация с российским экспортом, как будет в апреле — посмотрим.
— А новые рынки сбыта появляются? В частности, Украина и дальнее зарубежье.
— У нас и так неплохо развито, скажем так, западное направление. США, Канада, Израиль, страны Балтии, Германия, сейчас работаем с польским направлением. По Украине отдельный разговор. Только с полной предоплатой и самовывозом. Мы свои машины отправлять туда не будем. Надеюсь, не надо говорить, почему. В прошлом месяце у нас «сорвались» две машины только потому, что деньги за продукцию нам так и не поступили.
— Раньше мы говорили «зефир» и подразумевали Бобруйск. Сейчас зефир делают и в Мозыре, и в Молодечно. И это не считая импорта. Как вам в цепких объятиях конкурентов?
— По объемам производимого зефира «пищевику» в республике равных нет. В том числе и благодаря давно налаженной схеме первичной переработки яблок. Каждый сезон мы заготавливаем четыре тысячи тонн яблок. И это еще не предел. В планах — посадить свой сад «антоновки» на землях «Пищевик-агро».
— Сегодня только ленивый, говоря о производстве, не употребляет слово «модернизация». Насколько я знаю, на «пищевике» она началась задолго до того, как это слово стало в тренде…
— Перефразируя Булгакова, модернизация должна происходить прежде всего в головах. Ну а уж если говорить о каких-то инновациях, то сегодня наиболее актуальным для нас является вопрос реформирования системы продаж готовой продукции. В ряде областных центров у нас действуют отделы прямых продаж, вскоре такие отделы заработают в Витебске и Гомеле. Но эти отделы занимаются больше логистикой и хранением, сейчас ставим задачу переориентировать их непосредственно на продажи. С таким расчетом, чтобы каждый региональный отдел продавал до 200 тонн в месяц, а не 30–40, как сейчас.
— Сергей Анатольевич, в вашем фирменном магазине на улице Социалистической всегда многолюдно, что только подтверждает высокий спрос на продукцию «пищевика». Ждать ли бобруйчанам открытия новых фирменных торговых точек?
— Все пока упирается в свободные помещения. Вернее, в их отсутствие. Как только найдем что-то подходящее, вы узнаете об этом первыми. Кроме Бобруйска, два наших магазина есть в Минске, еще один в Могилеве, скоро должен появиться магазин и в Витебске.
— Логичным продолжением модернизации является оптимизация численного состава любого предприятия. Но все-то знают, что под оптимизацией следует понимать банальное сокращение…
— Я не хочу ставить знак равенства между двумя этими понятиями. У нас отличный работоспособный коллектив, который надо сохранить. А вот перепрофилировать некоторых наших работников можно и даже нужно. В том числе, направив их и на развитие продаж. Пока в месяц мы продаем 1100–1200 тонн кондитерских изделий, но если выйдем на 1500, а такая задача поставлена, то потребуются дополнительные работники. Их мы возьмем за счет высвобождения рабочих мест на производстве вследствие технического перевооружения. Ведь у многих наших работниц, занятых на производстве, есть высшее образование, в том числе и экономическое. Будет возможность применить эти знания. Подчеркну еще раз: никакого сокращения на предприятии не будет.
— «Красный пищевик» — сугубо женское предприятие, наряду со «Славянкой». Этакий город Иваново в миниатюре. Есть ли какие-то особенности руководства таким «городом»?
— Конечно, это не совсем Иваново. Хотя женщин у нас действительно большинство — 860. Это примерно 70 процентов от всего списочного состава предприятия. Еще 120 девушек в декрете. И мы их очень ждем. Директор-мужчина в женском коллективе должен всегда выглядеть подобающе. Отутюженные брюки, свежая рубашка каждый день — как само собой разумеющееся. Ведь на каждом шагу пары придирчивых глаз. Но, пожалуй, самое главное, что должно отличать такого руководителя — осторожность в высказываниях. Это мы, мужчины, быстро забываем обиды. А женщины все прекрасно помнят. …И могут, случись что, припомнить. Так что приходится развивать в себе способности дипломата. Пока получается.
Дмитрий СУСЛОВ
Фото Андрея ЖУРАВЛЁВА