Не как, а в кино!

Очередная картина национальной киностудии «Беларусьфильм» «Государственная граница. Легенды ОСАМ» снимается в Бобруйске. И, естественно, такое уже привычное, но всегда желанное мероприятие не могут пропустить бобруйчане.

Попасть в массовку!

В один из съемочных дней и я прибыла на съемочную площадку у отеля «Турист» в качестве актера массовых сцен. Как я туда попала? Этот вопрос наверняка беспокоил многих желавших поучаствовать, но не сумевших дозвониться руководителю массовки. Хотя телефон Елены Михайловой и адрес ее странички в соцсети были указаны в предыдущем номере «Коммерческого курьера», тем не менее достучались не все. И мои сообщения в соцсети ею не были прочитаны, а телефон весь день перенаправлял на голосовую почту. Рано утром девушка все же подняла трубку и вежливо пригласила приехать для съемок к отелю «Турист» в классических джинсах и блузке не белого цвета.

Немного позже стало понятно, почему по телефону Лена недоступна. При мне девушка отключила оба мобильника со словами: «Да простят меня ребята, но работа требует моего постоянного контроля и участия». К слову, минчанка Лена, в отличие от ее предшественницы Ларисы, собиравшей массовку на предыдущие картины, оказалась очень общительной молодой особой, открыто рассказывала о себе, коллегах и о том, как проходят съемки. Она заботилась об актерах массовки (в этот раз нас было 22 человека), отводя в тенек, когда не было съемок, и подсказывала, как вести себя в кадре.

Не как, а в кино!

Божественно!

Вторым человеком, который появился на съемочной площадке после Лены, была костюмер Наталья. «Божественно!» — первое ее слово при виде нас. Мои новые черные джинсы, туфли-лодочки и старая мамина блуза попали в стиль 90-х. Смачный комплимент достался и Берте Глушец за черную строгую юбку и блузу в розовые полосочки. Но заработали похвалу не все. Девчата в современных футболках и шортиках побежали переодеваться в принесенную с собой одежду. Ребята после переодевания предстали в спортивных штанах, брюках, джинсах, цветастых и черных рубашках.

Кто кого снимает?

Пока были задействованы несколько человек массовки, оставшиеся дожидались очереди в тени деревьев. Было что обсудить бывалым статистам. Вот, например, у Людмилы, военного медика на пенсии, это уже шестая картина. И по каждой женщина делает коллаж из фотографий с друзьями по команде. Попадают в объектив и работники съемочной группы. Людмила как опытный актер массовки подробно сравнила работу режиссеров в разных фильмах и выразила мнение:

— В этот раз меньше задействована массовка, больше снимается мелких эпизодов. Рутинная работа. В «Охоте на гауляйтера», к примеру, было больше ста человек массовки. Нас переодевали в одежду совсем другого времени, мы вживались в роль, играли. А здесь творчества как такового не видно, просто дефилируем туда-сюда.

У Берты, ее подруги, это третий фильм:

— На съемочной площадке я попадаю в другой мир! После «Уездной драмы» я долго не могла прийти в себя. Мне казалось, что я в том времени, которое снимали. Мне не обязательно увидеть себя в фильме. Мне нравится атмосфера съемок.

И, конечно, дамы подробно знают все эпизоды вышедших фильмов, в которых «засветились».

Тринадцатый день

Немного подробнее о съемках можно узнать из вызывного листа, который есть у Лены. Смотрим. В данных на день съемок указаны восход и закат солнца, прогноз погоды. Наш съемочный день — № 13. К счастью? Самые важные лица на съемочной площадке: постановщики режиссер Игорь Четвериков, оператор Максим Куровский и художник Андрей Толстик. Именно они у камеры были неотрывно. Смена с 9 до 19. Объект — Гродно, улицы города. Не странно ли? Описано и содержание сцен: «Скачков и Кононов преследуют Фархада». Это и были основные герои в мой съемочный день.

Фархада играл российский актер Фуркат Файзиев. Именно этот восточный мужчина убегал на красной «Ниве» от «оперативных сотрудников» Алексея Сенчило и Андрея Сенькина, молодых актеров Национального академического драматического театра им. М. Горького. К слову, игровой транспорт «Нива» оказался бобруйской прописки. Ее хозяин Максим далеко не отходил, ведь его то и дело просили о помощи. Актеры не всегда справлялись с управлением старушкой 76-го года.

При съемках первого эпизода массовка еще проявляла интерес к происходившему. Наверное, надолго и мне запомнится, как дубль за дублем Андрей Сенькин постукивал пальцами по дверце машины, а режиссер был недоволен. «Камеру на пальцы, потом на лица, на проезжающую мимо «Ниву». «Вы должны сказать это до того, как проедет Фархад». Снимали и снаружи, и изнутри автомобиля. Как отсняли эпизод, Алексей Сенчило подбежал к массовке, будто хотел спрятаться, и закурил. Поскольку «спрятался» он как раз за моей спиной, я не преминула включить диктофон:

— Я рад, что меня позвали сниматься в этом фильме, — громко и быстро, будто заготовленную речь, прогремел актер, собирая вокруг себя любопытных. — Потому что свое кино надо поддерживать! Роль не нова — оперативный сотрудник. Очень опасна, местами даже кровожадна и интригующе интересна.

Андрей Сенькин, внешне похожий на мальчишку, тоже не отказался пообщаться:

— Я играю молодого майора. Мы гонимся за преступником. Ребята в массовке хорошо видны, они такие активные, пытаются действовать в кадре. В Бобруйске я снимался в «Охоте на гауляйтера».

Раздражающие факторы

Без них не обойтись. Вот, например, режиссеру то и дело приходилось останавливать съемку из-за гула пролетавших самолетов. А с бобруйчанами, толпами спешащими на пляж и с него, справиться и вовсе было сложно. Хотя на площадке дежурили двое работников ГАИ, прохожие так и норовили идти прямо по дороге, где должен проноситься Фархад на «Ниве». Приходилось направлять их на тротуар. Водители то и дело останавливали автомобили именно в тех местах, где шла съемка. Каждому приходилось объяснять, почему они должны уехать. Некоторые в подробностях интересовались фильмом и желали попасть в кадр.

Один из статистов, растерявшись, едва не попал под колеса к актерам. Одежда тоже может не устраивать — не все цвета смотрятся. Не говоря уже про звуки. Парней-статистов просили во время проходки общаться или делать вид. Естественно, все темы сразу же вылетали из головы. А вот парня в наушниках с меховым микрофоном на длинной палке не устроил стук моих каблуков. Еще во время съемки нельзя фотографировать — подсветку автофокуса фотоаппарата «поймает» камера.

Есть раздражающий фактор и для массовки: невеликую нашу зарплату за съемочный день мы увидим лишь через месяц. Сумму просили не называть, ссылаясь на то, что «Беларусьфильм» переживает сложные времена и не может платить больше.

Не как, а в кино!

Целуйтесь на три секунды дольше

«Вот этого хорошенького я поставила сюда, пусть идет на камеру», — объясняет Лена постановщикам. Хорошенький — Жора Гуляев. Один из тех, кто играл прохожего в одном эпизоде со мной. Нас семерых поставили на солнцепек с разных сторон перекрестка и дубль за дублем командовали «Мотор!», «Начали!». Вторая команда плюс жест рукой — нам. Начинаем идти в указанных направлениях. Между дублями — садимся на бордюры в исходных местах и изнываем от палящего в полдень солнца и скуки. Жора признался, что с нетерпением будет ожидать выхода фильма и искать себя в кадре.

«Даю сто долларов тому, кто рассмотрит твою татуировку на таком расстоянии и со спины!» — это Лена успокаивает статиста Андрея Смирнова. Парня между собой называют «бандитом 90-х». В черной рубашке и джинсах очень похож. По роли — он идет по тротуару, попутно как бы выкидывая в урну окурок. И это примерно часа полтора.

«Так, вы двое будете целоваться на углу!» — это отдельная история про Вику Шатило и Алексея Борисевича. Десятиклассники СШ № 1 заявили, что они просто друзья. Какая же роль им выпала на углу перекрестка?

— Мы не целовались, а делали вид, — объясняет девушка. — Просто обнимались. Время здесь проходит незаметно. Сниматься захватывающе, прикольно! Я даже готова постричься, чтобы сменить имидж и прийти сюда еще.

Бобруйск — популярное место съемок. Какой фильм следующий?

Екатерина ДАНИЛЬЧЕНКО.
Фото Виктора ШЕЙКИНА

Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино! Не как, а в кино!