Загадки бобруйских  кинотеатров Окончание. Начало в № 41 и 42

Это заключительная часть экскурса в историю бобруйских кинотеатров.

От современных «Товарища» и «Мира» мы прошагали по улицам города, пообщались с бобруйчанами и нашли те здания, в которых функционировали и даже конкурировали друг с другом два первых кинотеатра, открывшихся в начале прошлого века — «Гигант» и «Весь мир». Попутно нам удалось разгадать и некоторые исторические загадки.

Иллюзионы XX века

Из книжной пыли библиотек и архивных подшивок пожелтевшей прессы слово за словом проявляются фрагменты истории, подтверждающиеся воспоминаниями живых свидетелей, которые не намного младше века.

Из библиографического указателя «Знакомые улицы, забытые названия», составленного библиотекарями и музейными работниками Бобруйска, выхватываем буквально пару строк: «Центром культурной жизни улицы Шоссейной и близлежащих кварталов в предреволюционные годы был электротеатр «Художественный» (позже «Пролетарий»), который находился на углу Шоссейной и Пушкинской (Бахарова и Пушкина). Арендатор Мнушкин».

Ну как тут не вспомнить произведения известного бобруйского художника и писателя Абрама Рабкина. Смотрим его картину «Кино «Пролетарий», сверяем с нашим ныне жилым домом и — находим соответствия. Вы тоже можете пересчитать окошки, найти «уголок» над одним из оконных проемов, сравнить «арнамент», заметить, что здание было белым, а не красного кирпича, как сейчас (фото смотрите на komkur.info).

Обратимся и к книге А. Рабкина «Вниз по Шоссейной». В главе 16-й читаем: «Как рассказала Зина Гах, некогда этот «Пролетарий» принадлежал Хасе Мнушкиной и назывался «Эдемом», но Матля называла его по-своему — «Иллюзион».

Итого имеем: «Пролетарий», «Художественный», «Иллюзион», «Эдем». Родившиеся в 20-х годах, А. Рабкин и Э. Севела в своих произведениях упоминают «Пролетарий». В книге историка и краеведа А. М. Ненадовца находим объявление 1917 года, в котором соседствуют три электротеатра: «Гигант», «Весь мир» и «Художественный». Читаем: «Электротеатр «Художественный» (поставлен исключительный боевик, с громадным успехом прошедший на экранах столичных театров. Всюду колоссальный успех)». Находим и упоминание о том, что после революции электротеатр «Художественный» переименован в «Пролетарий», а «Гигант» — в «Асвету».

Загадки бобруйских  кинотеатров

Что ж, все становится на свои места, кроме названия «Иллюзион», которым иногда величают «Пролетарий». Меня мучили сомнения, пока я не обратилась к общей истории кино и не обнаружила, что иллюзионами называли в принципе электротеатры. Официальным годом рождения отечественного кино считается 1907-й, когда на экраны вышел фильм «Понизовая вольница» режиссера В. Ромашова. В конце 10-х — начале 20-х годов ХХ века в Бобруйске было три иллюзиона: «Весь мир», «Гигант» и «Эдем». Обслуживались они собственными дизельными электроустановками. И еще про появление кино: «движущаяся картинка» ведет свое начало от балагана, ярмарочных аттракционов, иллюзионов, то есть традиций массового развлекательного зрелища.

Довоенный «Гигант»

Чем глубже в историю, тем больше всплывает неизвестных названий. Что представляли собой и где находились электротеатры «Гигант», он же «Асвета», и «Весь мир»? За ответами я обратилась в зональный государственный архив. Из всего, что предоставили их работники по теме кинотеатров, мне пригодилась лишь одна фотография из фотоальбома разрушений Бобруйска за 1944 год, подписанная так: «Кинотеатр «Асвета» по улице Бахарова». С Виктором Шейкиным мы тщетно пытались найти сходства зданий на этом фото и на углу Бахарова и Пушкина. Совпадений не было. Библиотекари посоветовали обратиться к одному из их читателей — коренному бобруйчанину восьмидесяти с лишним лет Феликсу Яковлевичу Шкляру, который, невзирая на столь почтенный возраст, помнит многие мелочи. Он тут же рассеял все сомнения: электротеатр «Асвета» находился на улице Московской, 42. Это буквально рядом с площадью Победы и СШ № 9. Феликс Яковлевич вспомнил подробности и помог по фотографии воссоздать вид кинотеатра:

— Построили «Асвету», скорее всего, в начале века. Знаю, что до революции кинотеатр принадлежал Беленькому (отцу доктора Беленького, упомянутого в книге А. Рабкина). В фойе всегда до начала сеанса играл оркестр, работал буфет. Сам кинозал размещался на первом этаже, а на втором жили люди, в том числе и хозяин. Вход в кинозал был с левой стороны, а справа — вход на второй этаж. Но зрительный зал разбомбили во время войны…

Девяностолетний Григорий Аронович Рынков тоже вспомнил «Асвету» на Московской, но ни слова — про «Гигант» и «Весь мир».

Обращаемся к книге «Памяць»: «За 10 месяцаў дэманстрыруемыя ў кінатэатры «Асвета» гукавыя кінафільмы праглядзелі 213700 гледачоў. Дзіцячыя сеансы наведалі 22325 дзяцей. За гэты ж перыяд часу кінатэатр «Пралетарый» наведаў 138931 глядач. 14668 дзяцей праглядзела спецыяльна арганізаваныя для іх сеансы. 15 снежня 1939 г. ».

И еще: «… пры адступленні фашысты ператварылі ў груды шчэбеню цэлыя кварталы… З7650 дамоў было разбурана і спалена больш за 3000, 5605 іншых пабудоў, у тым ліку… кінатэатр «Асвета»…».

Теперь мы знаем, когда «свернул пленку» кинотеатр «Асвета», что до войны он успешно конкурировал с «Пролетарием», о его же лучших годах под именем «Гигант» находим информацию все в том же указателе улиц: «В начале ХХ века на улице Семеновской был построен кирпичный электротеатр «Гигант». По словам его владельца А. Беленького, это был «единственный по грандиозности, роскоши и богатству электротеатр. Он устроен по последнему слову техники. Имеет два роскошно обставленных фойе. Зрительная зала на 400 человек. Демонстрируются последние новинки кинематографического рынка». Здесь можно было увидеть современную драму «Провокатор», сенсационную драму «Николай Ставрогин» по роману Ф. Достоевского «Бесы», комедию «Горе сыщика» и др.

В 20-е годы электротеатр «Гигант» был переименован в кинотеатр «Асвета». Тогда же переименовали и улицу. Она получила новое имя — Леккерта».

В КУП «Бобруйсккино» также обнаружились записанные воспоминания И. М. Найман: «… В «Гиганте» показывали немые фильмы, сопровождаемые обычно фортепианной музыкой. Наиболее популярным было музыкальное сопровождение немых фильмов в исполнении местной преподавательницы музыки Лобунской. Кинотеатр «Весь мир» находился в пяти минутах ходьбы от «Гиганта» и составлял известную конкуренцию для последнего».

К сожалению, первоисточники, отрывки из которых использовались в книгах, не сохранились.

Променад
по Социалке

Так где же находился кинотеатр «Весь мир»? В объявлении за 1917 год, сохраненном книгой «Памяць», он конкурировал с «Гигантом» и «Художественным»: «Электротеатр «Гигант» — «Провокатор» (грандиозная современная драма на злобу дня в 4 б. ч., уч. Ребикован Джемаром), «Горе сыщика» (комедия). Электротеатр «Весь-мир» — «Из бездны к солнцу» (сильно потрясающая драма в 5 больших частях); ч. 1. Чужой по крови. Ч. 2. Цветы любви. Ч. 3. Плоды грехов. Ч. 4. У края бездны. Ч. 5. Возрождение».

В указателе улиц находим строчки, которые для нас на вес золота: «На улице Муравьевской (Социалистической) находился электротеатр «Весь мир». Владелец А. П. Файнберг конкурировал с А. Беленьким, владельцем подобного электротеатра «Гигант». В местной газете последний писал: «Рядом с трескуче-крикливой рекламой электротеатра «Весь мир», про достоинства которого могу лишь сказать, что он устроен во вновь возведенном специально для этого театра здании, в котором действительно имеются две громадные комнаты-фойе, весьма уютно обставленные. Специальная, совершенно изолированная, аппаратная комната. Зрительная зала действительно вмещает 350 человек. Что же касается отношения публики к моему театру, то постоянно полные сборы служат аттестацией внушительности и достовернее всяких трескучих фраз самохвалов».

Одна строчка из «Летапісу горада на Бярэзіне» А. М. Ненадовца подводит исторические рамки и подтверждает, что «Весь мир» действительно был самым первым: «1907 г. Адкрыўся першы ў горадзе кінатэатр, яго ўладальнікам быў мешчанін Файнберг».

Буквально за несколько дней до выхода этого материала один из сотрудников редакции принес из своего домашнего архива черно-белое фото. На здании военных или послевоенных лет можно рассмотреть надпись: «БЕЛДЗЯРЖКІНО». Найдя на углу Социалистической и Московской соответствующее здание, мы смели предположить, что это и есть тот самый, расположенный в нескольких минутах ходьбы от «Гиганта», кинотеатр «Весь мир».

Загадки бобруйских  кинотеатров

Это чудо, что мы сегодня можем видеть здания со столетней историей, угадывать их по фотографиям пятидесятилетней давности. Жаль только, что навсегда ускользнули от нас образы начала века: взглянуть бы на трескуче-крикливую рекламу «Всего мира» или услышать оркестр перед сеансом в «Гиганте»… Так, изо дня в день, совершая променад по Социалке и скользя взглядом по живым памятникам истории, вспомните, что история бобруйского кинематографа начиналась именно здесь.

Екатерина ДАНИЛЬЧЕНКО

Фото Виктора ШЕЙКИНА и из архивов