Они ворвались на сцену стремительно. Словно пуля, выпущенная из оружейного ствола. Брутальная и не по-женски суровая frontwoman пела про тридцать первую весну и кошек. Неискушенный взгляд и такой же слух уже готов был распознать в ней новую Земфиру. Или Чичерину. Начало нулевых явило миру целый пласт русских групп новой волны. И если на мужском фланге различия были более чем заметны, то прекрасная половина жанра, как казалось тогда, даже визуально была скроена по одинаковым лекалам. Ну разве что название выделялось. …Какие-какие снайперы? Ночные? М-м-м. Надо запомнить!
Забывать, впрочем, никто и не собирался. За время, прошедшее с той самой «весны», группа не раз взрывала музыкальное и информационное пространство. Оставим за скобками творческие разногласия внутри группы. Диане и К и без этого было чем напомнить о себе. Семь официальных альбомов плюс несколько «акустик» и совместных проектов. И гастроли, гастроли, гастроли… Свою 21-ю весну основанная в августе 1993 года группа «Ночные снайперы» начала с концертного тура по Беларуси. В гастрольном графике впервые оказался и Бобруйск. 14 марта в городском Дворце искусств прошло двухчасовое выступление команды и ее бессменного лидера Дианы Арбениной.
Музыке «Ночных снайперов», как и любви, все возрасты покорны. В зале Дворца искусств собрались и совсем еще юные зрители, и те, кто помнит тот самый клип в эфире того самого «MTV-Россия». Стоило Диане выйти на сцену, как вся снимающая техника в руках зрителей пришла в движение. Невысокого роста, казалось, она сейчас затеряется где-то между соло-гитаристом и ударной установкой. Но вспышка света, еще одна! Паааееехааалиии!
Зажечь зал Арбениной удалось буквально с первых двух песен. И не проверенных временем хитов, а относительных «новичков», составивших альбом «4». Каждая прозвучавшая песня — и свободных мест в зале все больше, а боковые проходы партера все теснее. «В небо», «Актриса», «Асфальт». Даже если бы концерт обошелся без этих песен, градус эмоционального накала все равно бы прорвался в «красную зону», но оставить бобруйского зрителя без множества своих «визиток» — это не про «снайперов».
Арбенина — автор, Арбенина — музыкант, Арбенина — исполнитель. Любое из этих амплуа на Диане «ладно скроено, крепко сшито». Ее стихи не по-женски прямы и откровенны, ее музыка зажигает зал с первых аккордов, а песни звучат как послания, под которыми и самому не грех подписаться.
Площадка Дворца искусств как нельзя лучше подошла для выступления «Ночных снайперов». Никаких преград между зрителем и музыкантами. Полный контакт!
Транслируемая в зал энергетика отражалась от стен партера и волной катилась на сцену. Иногда в буквальном смысле.
И быстрей в самолеты!
Высоты не бояться,
Ритуальные трапы,
Стюардесса, газеты,
Фюзеляжи из ваты,
Небеса голубые,
И меня уже нету…
На этих словах зрительный зал разразился десятками бумажных самолетиков, устремленных на сцену. А потом были воздушные шарики — во время песни «Катастрофически». Редкий концерт группы обходится без таких вот флеш-мобов.
Самолеты, шары, цветы. К середине выступления на сцене букетам едва хватало места. Диане дарили и ее любимые желтые тюльпаны, и те самые розы, что «пахли полынью». Принимая букет от одной из поклонниц, Диана чуть укололась о шипы. Такая она — любовь бобруйского зрителя. До боли трогает, до крови!
Последние несколько песен зрители выслушали стоя. Сидеть, когда энергетический фон давно превысил все пороговые значения, было просто невыносимо. Милиция с пониманием отнеслась к происходящему, зрители старались не наглеть. Получалось.
На бис Диана исполнила еще три песни, включая ту самую «Актрису». Этот момент я наблюдал уже из-за кулис. Как же горели глаза зрителей, как искренне внимали они героине субботнего вечера, с каким сожалением провожали ее со сцены! Лишь на минуточку задержалась Диана в коридоре Дворца искусств. Для фото с самыми верными поклонниками. А после стремительно впорхнула в припаркованный черный «Мерседес», чтобы отбыть в соседнюю «Юбилейную». «Снайперам» ведь тоже надо иногда отдыхать. До новых выстрелов в Бобруйске!
* * *
«У вас десять минут!» Словно приговор огласили организаторы, ограничив время общения с Леди Ди русского рока. И добавили: «Диана — очень деликатный человек, никогда не остановит журналиста, но не надо этой деликатностью злоупотреблять». А никто и не собирался. Остановить журналиста в таких случаях может только время начала концерта. До шести вечера — часа «К» — оставалось минут 30, а soundcheck даже и не думал завершаться. В голове начинаю перебирать вопрос за вопросом. «Каким же пожертвовать? Может, про кино? Или про возраст?» Спасибо организаторам — помогли. «Ребята, про политику, пожалуйста, не надо!».
В закулисном коридоре Дворца Диана появилась так же внезапно, как когда-то взошла на сцену. «Интервью? Сейчас, только дух переведу. Пару минут». Хватило минуты…
— Диана, вы ведь родом из Беларуси. Есть ощущение, что приехали домой, на родину?
— Да, конечно. И с каждым приездом сюда это ощущение только усиливается. Наверное, потому что становлюсь старше. Думаю, любой человек это чувствует. Ко мне это понимание пришло не сразу. Опять же, наверное, в силу возраста. Но с рождением детей все изменилось. Очень часто езжу в Минск, к отцу. И когда пересекаю границу, понимаю: я дома, здесь, где родилась.
— Песня «Граница» не об этом?
— Не-е-ет! Песня «Граница» про любовь.
— Еще про песни. «Актриса» звучит как послание конкретному человеку. Это действительно что-то личное?
— Знаете, я никогда не писала песни конкретным людям. Другое дело, что общаясь с тем или иным человеком, от него заряжаешься определенными эмоциями. И этих эмоций порою оказывается достаточно, чтобы родилась песня. Но это не значит, что она будет кому-то посвящена.
— В прошлом году вы пересекли знаковый рубеж. С женщинами о возрасте, конечно, не говорят, но… Чувствуете себя зрелым человеком?
— Да я не против разговоров о возрасте. Понятие «зрелость» я не склонна связывать только с возрастом. Оно зависит от того, что я делаю, чему себя посвящаю. Нашему коллективу уже 21 год исполнилось, а мы до сих пор чувствуем себя молодыми. Да и мои дети, а им сейчас по пять лет, постоянно держат в тонусе. Сорокалетней с ними быть никак нельзя. Просыпаясь каждое утро, я словно возвращаюсь в их возраст, но потом как-то «набираю обороты». Ну или годы. Сказать, что я остепенилась… Нет, не скажу. При этом чем старше становишься, тем быстрее отщелкивает этот временной счетчик. Недавно отец приезжал, Новый год встречали. И тут уже 8 Марта. Я не поняла: а февраль вообще был?
— Сейчас у вас достаточно плотный гастрольный график, да и выступаете вы «живьем». Где черпаете силы?
— У вас, у зрителей, и черпаю. Это такой мощный обмен энергией, он позволяет идти дальше. Работать, писать, выступать. Даже сразу после концерта редко чувствую себя уставшей. Ну а если усталость и возникает, то рецепт один — здоровый сон. Ни в коем случае не иду кутить, бухать, гулять. Иначе тебя просто не хватит. Ну это сейчас. А по молодости… Конечно, было и пивко, и много что покрепче. Тогда много чего было. Сейчас надо выбирать: или концерты, или веселье. Веселье мне наскучило, ибо прекрасно знаю, чем обычно все заканчивается и что бывает на следующее утро.
— Любой артист, выходя на сцену, обязательно что-то несет своему зрителю. Какой message адресуете своим слушателям вы?
— Никогда не думала, что мне придется говорить со сцены какие-то прописные истины. Но летом прошлого года, выступая в Киеве, я высказалась против братоубийственной войны. После этого меня назвали «фашисткой». Я изумилась и до сих пор не могу понять: неужели есть люди, которые не понимают, что война — это плохо. Мои дети это понимают, а тут… Кстати, у моего Артема нет ни одного пистолета. Ребенок против войны, против оружия, а тут взрослые. Знаете, нести зрителю прописные истины — это одно, а высказывать свою точку зрения во всеуслышание… Тут уже смелость нужна.
— Ну все прекрасно знают, чем обернулась для «снайперов» ваша смелость. Концерты в России отменялись один за другим.
— Я не намерена складывать руки. После Беларуси мы едем с туром по России. Только в апреле у нас в графике 24 города. Не собираюсь отвечать за маразм идиотов, которые дрожат за свои кресла, как бы чего не вышло. И они об этом прекрасно знают.
— В продолжение темы. Недавно Юлия Чичерина выступала в Луганске, чуть раньше в ДНР выступали Гарик Сукачев, Александр Скляр из «Ва-банка». Нет ощущения, что вы ныне по разные стороны баррикад?
— Ой, не хотела бы я никаких противопоставлений. Ни об одном из своих коллег по цеху я никогда не говорила плохо, тем более в силу убеждений. С Юлей мы, конечно, знакомы, но тесно никогда не общались. С Гариком и Сашей нормально контачим. Что значит «по разные стороны баррикад»? Если ты относишься к людям не толерантно, ты уже неправ по определению.
— Вы не раз писали музыку к кино. Особенно запомнилась песня «В небо» из фильма «Кандагар». Немножко о работе в кинематографе. Может, были предложения не только написать, но и сняться?
— Было несколько, но… Актриса из меня, конечно, никакая. У меня на лбу написано, что я чувствую, так что лицедействовать вряд ли получится. А по части саундтреков… Если будут предложения, то с удовольствием поработаю.
— Общаетесь ли вы со своей прежней коллегой по группе Светланой Сургановой? Может, нам ждать чего-нибудь совместного?
— К моему величайшему сожалению, мы не общаемся. Никак не пересекаемся, и даже не поздравляем друг друга с днем рождения.
— Проект «Тригонометрия» продолжится? Первые две пластинки получились очень даже удачными.
— Ну это давно было. С тех пор я еще выпустила акустический «двойник» «Песни как они есть». Там и ранние вещи собраны, и поновее. Сейчас работали unplugged в Питере и Москве. Вероятно, один из этих концертов ляжет в основу следующего акустического альбома.
— А где вообще лучше пишется? К примеру, многие поэты предпочитают творить в дороге…
— Да везде. И всегда. Я в этом плане не завишу от времени суток, не верю, что лучше пишется ночью. Ерунда это все! Стихи и музыка могут приходить в любой момент.
— Вы же наверняка знаете, что Бобруйск — родина группы «БИ-2». Видите ли вы в Шуре и Леве своих конкурентов?
— Да ни разу! У нас с ними столько совместных проектов было. И к фильмам музыку писали, и «Нечетный воин» тот же. Разве с конкурентами что-то совместное делают? Мне вообще нравятся эти ребята, то, как они общаются. Как они любят жизнь! Смотрите, то, что не получилось у «Ночных снайперов» — два солиста — то получилось у «БИ-2». Они молодцы.
— История «снайперов» как группы первого эшелона началась с песни «31-я весна». Вы сами считаете ее некоей знаковой точкой в своей биографии?
— На самом деле все случилось с легкой руки Миши Козырева (в 90-х — руководителя «Нашего радио». — Д. С.). Он позвонил со словами «Арбенина, ты в курсе, что твоя песня в «Чартовой дюжине»? На тот момент это была самая новая песня, такая драйвовая, что ли. Радийщики выбрали ее и не ошиблись. Не могу сказать, что сейчас это моя любимая песня. У каждого поэта, художника, музыканта любимое произведение то, которое он только-только написал. Не хочу говорить «последнее». Крайнее, как говорят парашютисты.
— Любой артист задумывается, что он будет делать, когда уйдет со сцены. Вам, конечно, об этом думать еще рано, но ведь наверняка вы рассматриваете для себя какие-то варианты «запасного аэродрома» — раз уж мы говорим терминами авиаторов?
— Рано-рано. Поэтому и не рассматриваю. Уходить рано или поздно, конечно, придется. Но потом… Ничего не хочу делать. Смежных бизнесов у меня нет. Рестораны не открываю. Хотела бы просто быть этакой веселой и радушной бабушкой, чтобы нянчить внуков. Не думаю, что придется ждать. Темка мой вон уже стюардесс в самолете смущает своим взглядом.
Дмитрий СУСЛОВ
Фото и видео Виктора ШЕЙКИНА