«undefinedВ чистом поле стоит святой океан-камень. На том святом океане-камне сидит красная девица с шелковой ниткой. Раны зашивает, щип унимает, все опухоли снимает…» Эти слова-ниточки старинного заговора тянутся к нам с тех времен, когда наши далекие прадеды верили в чудодейственные силы ветра, солнца, озер и криниц, полевых трав и камней-валунов. Спустя многие столетия такие свидетельства народных верований сохранились в старинных летописях и хрониках, легендах, преданиях и заговорах. Только где прячутся от людского взора эти сакральные озера, криницы и камни — сегодня известно лишь немногим. В поисках таких камней-валунов, которые наши предки наделили когда-то магическими силами, отправлялись мы пасмурным осенним утром в направлении Старых Дорог.

Маршрут был выбран не случайно. Незадолго до нашей поездки в Стародорожском крае побывали в своей 99-й экспедиции члены минского историко-этнографического клуба «Явар», они и поделились с нами своими впечатлениями. Как рассказала кандидат наук, археолог, этнограф Людмила Владимировна Дучиц, именно в этих местах сохранились в памяти старожилов не только уникальные сведения о культовых камнях-валунах, но известны как минимум два сакральных объекта.

undefinedПо словам Людмилы Владимировны, всего на территории Беларуси насчитывается около 1 000 культовых камней. В белорусских заговорах, фрагмент одного из которых приведен выше, именно камень выступает как символичный центр мироздания. Это своеобразный «адрес» на границе с этим и потусторонним мирами, куда отправляются все болезни и откуда приходит помощь. По мнению исследователя А. Киркора, еще в XIX столетии в Беларуси почти каждый камень больших размеров или необычной формы фактически являлся культовым, особо почитался местным населением и имел свою легенду. Среди таких камней выделяются камни-следовики, на которых видны отпечатки в форме человеческой ступни или руки, а также следов животных. Встречаются на камнях следы оленя, зайца, медведя, лисицы, волка, быка, козы, кота и собаки. Обычно это один, два или три следа. Камни-следовики известны во всем мире: Европе и Азии, Африке и Америке. Но наибольшее их количество встречается в Европе, на территории, прилегающей к Балтийскому морю. В Беларуси насчитывается около сотни камней-следовиков, как правило, они небольших размеров (до 1,5-2 метров), чаще всего находятся в болотистых местах, рядом с криницами, колодцами и ручьями. Как обращает внимание Людмила Владимировна, культ следовиков имеет очень давние традиции, которые идут с языческих времен, но сочетаются и с христианскими верованиями. Им поклонялись, к ним приходили на Пасху, Ивана и Юрия, чтобы избавиться от болезней, попросить лучшей доли. Люди верили, что след, оставленный на камне, принадлежит Божией Матери, Богу или кому-то из святых, а дождевая вода, собравшаяся в углублении, святая. Эта вода может исцелить от многих недугов, в первую очередь от болезней глаз, головной боли, лихорадки, поможет убрать с тела бородавки. У камней оставляли жертвоприношения, рушники, цветы, еду и монеты. Такое почитаемое место называлось в народе прощей. Значительная часть прощ признавалась христианским духовенством и находилась под его опекой. Над некоторыми следовиками строили каплички и храмы.

Каким образом на твердой поверхности камня могли появиться следы? На этот вопрос отвечает легенда, согласно которой когда-то, давным-давно камни были мягкими, и живые существа оставляли на них следы. Все легенды и поверья, связанные со следовиками, как правило, имеют схожие сюжеты: След оставила Матерь Божья, когда шла в Иерусалим с ребенком на руках, След оставил святой Николай, когда направлялся в церковь показывать чудеса. Встречаются названия «Божий следок», «След Богородицы», «След Божией Матери», «След святого Николая», «След святого Антония».

По словам Людмилы Владимировны, исследователи собрали самые противоречивые сведения о культовых камнях Стародорожского района. Девяностолетняя местная жительница рассказывала о камне-следовике поблизости от деревни Старые Дороги. На этом камне были следы Божьей Матери и собачки. Неподалеку от деревни Старые Исаевичи еще два десятка лет лежал камень с какими-то непонятными надписями, как говорили местные жители, «писаный». Затем камень куда-то пропал. Поговаривали в Старых Исаевичах, будто увез его в свой домашний музей один житель Старых Дорог. Вспоминали старожилы еще о каком-то камне с надписями, который остался от старого Исаевичского кладбища. Тот ли это «писаный» камень, что оказался в домашнем музее в городе Старые Дороги, точно не знает никто. В литературе «писаный» камень близ Минковичей и Пастовичей упомянул известный археолог, этнограф Николай Янчук еще в 1886 году. Его научная работа стала результатом археолого-этнографической экспедиции, организованной в 1886 году по Бобруйщине. Близ Минковичей, кроме «писаного» камня, он указывал святую криницу, которую почитали местные жители. Этот же «писаный» камень и святая криница, находящиеся поблизости от деревни Минковичи, описываются в польском журнале «Ziemla» за 1923 год. По словам автора, на этот камень на территории Бобруйского повета он обратил внимание в 1903 году, поверхность камня была покрыта непонятными знаками. Якобы этот камень впоследствии был взорван. По рассказам старожилов, был когда-то возле Минковичей еще и синий камень, возле которого собиралась молодежь водить хороводы на Юрия. Людмила Владимировна упомянула и огромный камень-валун близ деревни Старые Фаличи. Только возвышающаяся над землей его часть составляет около 3,6 метра. Этот валун был обнаружен местным бульдозеристом лет пятнадцать назад во время посадки леса. Камень большей своей частью уходил в грунт, бульдозерист с помощью техники убрал несколько метров земли вокруг камня, чтобы валун мог показаться во всей красе.

undefinedВооружившись рассказом Людмилы Владимировны, мы были готовы к собственному знакомству с таинственным и неизвестным. Как рассказала 77-летняя жительница деревни Новые Дороги, ей известно об одном почитаемом камне в здешних краях. Мол, по рассказам старых бабок, издавна лежал он за деревней Буда, что в сторону Старых Фаличей. К этому огромному камню и сегодня едут люди, просят у камня помощи при болезнях. А о камне в деревне Старые Дороги наша собеседница ничего не слыхала.

Решили мы воспользоваться подсказкой Людмилы Владимировны и обратиться к Валентине Леонидовне Спадар, директору Стародорожского сельского дома культуры. Застали Валентину Леонидовну на занятиях кружка по ткачеству. Местная искусница Александра Алексеевна Пратащик учила односельчанок своему мастерству. С помощью рук мастерицы на старинном ткацком станке, модель которого, как она объяснила, характерна только для деревни Старые Дороги, появлялось удивительной красоты полотнище с отсвечивающим серебром затейливым рисунком. Что это будет? Выяснилось, что мастерица выполняет заказ Стародорожского дворца гражданских обрядов, ткала свадебный рушник на счастье молодым. А вокруг нее в убранстве «хаты-майстэрнi» — рушники, постилки и накидки на подушки, которым мог бы позавидовать любой этнографический музей. И не сомневайтесь, заверили нас: все выполнено руками здешних мастериц. Вот вам и еще одна достопримечательность Старых Дорог: ткацкая мастерская в сельском доме культуры…

Мы разговорились о старых традициях и истории Старых Дорог. Женщины рассказали, что они с детства от мам и бабушек слышали, что в старину один камень в деревне «ушаноўвалi». Будто был на камне том след Богородицы. А в советское время камнем никто не интересовался, про него просто забыли. Обнаружила его уже в конце 90-х местная ребятня, стали дети у родителей расспрашивать: что за камень такой со следом? Вот тогда старики и стали припоминать, что якобы такой камень со следом прежде лежал на старых кладбищах, на которых хоронили людей еще до XIX столетия. Старожилы говорили, что стояли на горке каменные кресты с надписями и датами XVII-XVIII веков. А самые старые захоронения на новом кладбище датируются 1804-1811 годами. В советское время при мелиорации старые кладбища ликвидировали.

Валентина Леонидовна рассказала, что ее шестнадцатилетняя дочь Марина, учащаяся средней школы города Старые Дороги, написала исследовательскую работу об истории деревни Старые Дороги, в которой отведено было место и камню-следовику. Эта работа заняла первое место на областной научно-практической конференции по истории.

Вспомнили женщины, что в прежние годы был возле деревни Александровка и еще один необычный камень с выбитым на нем крестом. Сельсовет возле камня даже табличку ставил: «охраняется государством». Несмотря на охранную табличку, камень украли. Находились еще камни с крестами в местечке Князев Колодец. В советское время сельчане использовали камни с крестами на фундамент при строительстве домов, дробили на щебень. Был случай, когда один житель Старых Дорог при строительстве подвала обнаружил каменную надгробную плиту с надписями.

Заинтригованные рассказами мы отправляемся на поиски чудодейственного камня. Нашли его без труда, в двухстах метрах от трассы вблизи кладбища. Камень издали притягивал к себе внимание. В углублении следа поблескивали в проглянувших из-за туч лучах солнца… монетки! По всему видно, у этого камня совсем недавно были люди. Я присмотрелась: монетки отчеканены в Украине. Гладкая поверхность камня была холодна. Рядом со следом ноги, будто в обуви, маленький след животного. Ближе к краям камня — два прямоугольных углубления, словно от посоха… Хотите — верьте, хотите — нет.

Когда возвращались к машине, обратили внимание, что на перепаханном поле, подступавшем к этому месту, было полным полно камней.

Следующий пункт в нашем маршруте — Старые Фаличи. Дорога вела за деревню. На горушке в лесу взгляду открылось пространство с исполинским валуном в котловане посредине.

Скажу вам, впечатляющее зрелище. Мы минуем установленную для туристов беседку и направляемся знакомиться с валуном. Здесь тоже кто-то побывал незадолго до нас: отчерчены возле камня линии, по которым пытались определить диаметр. Мы считаем шагами, получается около 4,5 метра. Пожалуй, камень размером с целую хатку. Как тут не вспомнить легенду, приведенную в энциклопедическом словаре «Беларуская мiфалогiя». Будто в те времена, когда Бог и Богоматерь ходили по земле, камни умели расти, вырастали размером с целую хату. Однажды Бог поранил ногу о камень и проклял все камни на свете. С тех пор камни перестали расти, а если и «растут, то понемногу».

Вот и получается, что согласно легенде фаличский камень вырос еще в мифологические времена, когда были на земле Бог и Богоматерь. У этого гиганта неровная неоднородная поверхность, кое-где покрытая зеленым мхом, а с одной стороны — порода багрового цвета, по замечанию нашего фотокорреспондента, символизирующая жертвенную кровь. Впрочем, это всего лишь предположение. По рассказам местных жителей, камень этот добрый, дарующий здоровье. Судя по наезженной к нему дорожке и устроенной неподалеку беседке — к камню просителей приезжает немало. Вот только местные власти почему-то забыли рядом с беседкой установить контейнер для мусора.

Обратный путь лежал через Старые Фаличи. За окном мелькали такие знакомые названия: Симоновичи, Заволочицы, где стоял старинный дом генерала Жилинского, Евсеевичи, впереди — Глуша, в которой граф Зубов когда-то проиграл в карты заезжим паничам свою молодую жену Софью (дочку Жилинского). В стороне — направление на Городок, где в деревенской Космодемьяновской церкви тайно венчалась с графом эта горемычная невеста. У Космодемьяновской церкви, построенной в 1814 году, интереснейшая история. Было когда-то в Городке русско-латышское двухклассное народное училище, в котором учились дети переселенцев-латышей. Латыши, появившиеся в Городке в 80-х годах XIX века, подарили этому краю свои уникальные традиции и легенды. Впрочем, не будем забегать вперед, возможно, это — темы для следующих материалов «Коммерческого».

Наталия НОВИК

Фото Федора ПРОКОПОВА