null

В понедельник фраза, вынесенная в заголовок, наверняка пришла на ум, а то и слетела с языка у каждого белорусского покупателя, отправившегося на очередной шопинг. Все началось с того, что еще в пятницу, чтобы снять деньги для этого шопинга, ему пришлось выстоять длиннейшую очередь у банкомата: по стране пронесся слух о введении ограничений на снятие наличных денег, и все поспешили получить свои сбережения на руки «на всякий пожарный». На счастье, слух оказался не более чем слухом. Но уже через день-два потребителя ждал куда более неприятный сюрприз. Цены на некоторые группы товаров, до этого шедшие ввысь медленно и уверенно, вдруг совершили резкий скачок, словно с привязи сорвались.

null

Повышение коснулось прежде всего товаров «забугорного» производства. Большинство магазинов и отделов с импортным ассортиментом в минувшие выходные затворили двери, украсив их табличками с надписью «Переучет». В понедельник некоторые из них открылись, явив очам граждан новые ценники… Наиболее иллюстративна ситуация в магазинах и отделах бытовой техники. Прилавки, еще недавно зиявшие пустотами, понемногу стали заполняться, но на ценниках значатся числа, еще несколько месяцев назад казавшиеся нереальными (сейчас все же, думаю, неподдельного удивления уже ни у кого не было — чего-то подобного народ ждал). ЖК-телевизоры небольшой «диагональности» — шесть-семь миллионов, большие — 12-15 миллионов. Это уже однозначный переход в разряд предметов роскоши. Холодильник «Индезит» высотой в 190 сантиметров нынче «тянет» на 6,3 миллиона. Не отстают и пылесосы: «Филипс» FC9179 — 2,7 миллиона, FC9071 — 1,3 миллиона, «Ровента» 444921 — 2,2 миллиона, модель «попроще» — полтора. А что же отечественные товары? Они, недавно «выметенные» тотальным «хапуном», на полках пока не появились. В смысле — остались только те, на которые не было никакого спроса: маленькие телевизоры от «Горизонта» и «Витязя», простецкие микроволновки от того же «Горизонта» (за 280-300 тысяч). С учетом того, что иностранные микроволновки новых моделей стоят от полутора до двух миллионов — возможно, пробил час аборигенов белорусского рынка. Занятно, впрочем, дождаться возращения отечественной бытовой техники с более высокими характеристиками. Что-то подсказывает, что она, в большинстве своем собранная из импортных комплектующих, активно включится в ценовую гонку. В понедельник же после обеда двери фирменного «атлантовского» магазина «Холодильники» украшала бумажка с надписью «Холодильников, морозильников, стиральных машин НЕТ»…

Но бытовая техника — это еще не горе горькое. Редкая семья нынче не имеет телевизора и стиральной машины, остается только надеяться на то, что нынешние протянут подольше. А для поддержания душевного спокойствия стиральной машины вряд ли следует ей сообщать, что используемый ею порошок «Ариэль» в полуторакилограммовой «экономичной» (да уж…) упаковке нынче стоит порядка 40 тысяч. Пачка «Лоска» в 450 граммов — 14 тысяч, совсем уж «беспонтовые» и раньше почти бесплатные порошочки — не менее девяти тысяч за пачку. Что интересно — переоценка в торговых точках, специализирующихся на бытовой химии, проходила дольше, чем у многих коллег по цеху (в понедельник еще переписывали ценники навскидку в каждой второй). Некоторые точки и вовсе закрылись — пока с осторожной «отпускной» формулировкой. Закрылись даже некоторые интернет-магазины, продававшие ту же бытовую химию.

Импортные продтовары пока подорожали в меньшей степени (а может, просто не успели еще переоценить?). Здесь наблюдаются лишь спорадические скачки. К примеру, двухлитровая бутыль украинского пива «Черниговское» было замечено с ценником в 12200 рублей, что почти вдвое выше цены недельной давности. Шут с ним, перейдем на «Крыницу» и «Бобров». А глядя в «Короне» на чилийский виноград по 45 тысяч за килограмм или немецкие яблоки по 30 тысяч, остается лишь сглотнуть слюну. С авитаминозом будем бороться, активно пользуя собственные огороды и приусадебные участки…

Наконец, о самом необходимом. Молодым мамам в конце минувшей — начале нынешней недели довелось узнать, что сегодняшняя цена на одну упаковку памперсов в 68 штук — 120-130 тысяч. Да и все остальные вещички для детей аккуратно уложились в общую тенденцию, увеличив цены в два с половиной — три раза. А в одном из магазинов «для самых маленьких» была замечена табличка «С 16 апреля временно прекращается действие дисконтных программ на товары, цены на которые регулируются государством».

Как говорится, no comments. Хотя, конечно, для порядка мы обратились за комментарием к начальнику управления торговли горисполкома Анатолию Эдуардовичу Киселеву. Ответ был в целом предсказуем: «Само собой, решения, вызвавшие такой скачок цен, принимались не исполкомом — это ведь происходит в масштабах всей страны. Так что комментарии по данной ситуации уже прозвучали в республиканских СМИ из уст высоких должностных лиц». Пересказывать и разбивать на цитаты эти выступления мы также не станем: убежден, что белорусы слушали их не менее внимательно, чем сообщение о первом полете человека в космос. Точного прогноза на предмет дальнейшего развития ситуации сейчас также не сделает никто. Но ясно одно: многие свои житейские привычки и стандарты придется весьма серьезно пересмотреть…

Андрей ЧИЖИК

Фото Александра ЧУГУЕВА