Захватить с собой деньги — для нашего человека это означает набить кошель купюрами. А для какого-нибудь немца, шведа или американца — просто сунуть в карман пластиковую карточку. Самый яркий пример повального отказа от наличности, пожалуй, — Швеция. Сегодня в этой стране 97 (!) процентов всех операций осуществляются по безналичному расчету. Ладно — билеты на общественный транспорт, даже пожертвования в церкви, и то принимаются с помощью банковских карт! А банки так и вовсе отказываются от операций с наличкой. Шведы уверены, что это снижает уровень коррупции, повышает собираемость налогов и сокращает издержки финансовых организаций. У нас пока все больше по старинке — на сегодня безналичный расчет в республике составляет 13,2 процента от общего объема денежного оборота. Но перестраивать сознание придется. С 16 июня, постановлением Совмина, расширяется перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами — для операций с банковскими карточками. А всего-то через три года Беларусь планирует полностью отказаться от выдачи зарплаты наличными! Ну, и так далее.
Готовы ли мы к эдаким переменам? Вот что думают бобруйчане.
Диана Олеговна МУРАД, учитель иностранного языка СШ № 6:
— Расплачиваться карточкой, конечно, удобно, но я не считаю, что это хорошо и предпочитаю использовать наличные. Потому что тогда я вижу, сколько конкретно денег отдаю, в то время как используя виртуальные деньги, я не ощущаю, что я что-то потратила. А когда я вижу, что денег уже нет в кошельке, тогда понимаю, что пора остановиться, и отношусь к тратам осторожнее. Деньги с карточки снимаю сразу, оставляю только мелочь для оплаты телефона. Своему ребенку карточку доверю не раньше, чем ему исполнится 14 лет.
Владимир НАДЕЖИН, директор службы такси «Вояж»:
— По моему мнению, такси — это тот вид услуг, где должен сохраниться расчет при помощи наличных денег. Ну, допустим, будет карточка. А теперь представьте такую ситуацию: водитель берет пассажира, везет его по указанному адресу. А по приезде при расчете через терминал выясняется, что на карточке денег-то и нет. Не заставишь каждого клиента при посадке показывать чек из ближайшего банкомата или каким-то другим образом доказывать свою «карточную платежеспособность». Сколько было случаев, когда и наличных-то не оказывалось, но тут хоть есть шанс воочию убедиться в «толщине» кошелька. Да и суммы-то не очень большие. 40–60 тысяч рублей за среднюю поездку по городу вряд ли сделают погоду в расчетах.
Ирина Михайловна ОСЕЦКАЯ, директор кафе «Пицца Браво»:
— Уже около года мы принимаем карточки, однако посетители предпочитают оплачивать заказы наличными деньгами. Безналичных расчетов — не более десяти процентов. Не знаю, много это или мало. Данное соотношение установилось почти сразу и давно не меняется. Что касается карточек… Вспомните, как начинает волноваться очередь в магазинах, если у покупателя не проходит платеж, по какой-то причине случается задержка с оплатой. По мере улучшения сервиса будет увеличиваться и доля безналичных расчетов.
Алеся СКОПИНЦЕВА, выпускница Могилевского государственного университета имени Кулешова:
— Полностью от наличных отказаться, думаю, просто невозможно. Может, если только в далеком будущем. Вот, например, встречаю я бедного человека, мне хочется ему что-нибудь дать… Как мне это сделать, если не будет наличных денег? Хотя это, разумеется, самый простой пример. Наверное, общество в целом должно выйти на новый уровень развития, чтобы полностью отказаться от наличных. Может, если в мире не останется бедных, этот вопрос отпадет сам собой?..
Антонина Васильевна ЛОМАЧЕНКО, индивидуальный предприниматель:
— Как продавцу мне не приходилось оказывать услуги с оплатой посредством карточки: я торговала в павильоне одного из торговых центров, а сейчас перебралась на рынок. Покупатели ни разу не говорили, что такая форма оплаты была бы для них удобнее: большинство все равно приходят с «наличкой», а если ее не хватает — идут к ближайшему банкомату, сейчас банкоматов много. Если мелких торговцев обяжут обзавестись терминалами… Ну что же — будем обзаводиться. Хотя, насколько мне известно, стоят они недешево. Но, по-моему, это было бы не самым верным решением. Представьте, как отреагируют на такое предписание, например, бабушки, торгующие редиской и лучком с огорода! Да, и вот еще: я была в нескольких странах, посещала рынки, и нигде терминалов у продавцов не видела. Значит, можно прекрасно обходиться и без них. Сама же я пользуюсь карточкой для оплаты покупок очень редко — пару раз в месяц, не чаще. Почему так? Наверное, просто привычка…
Лариса Федоровна МАТИЛИКА, пенсионерка, жительница деревни Новая Беларусь Слободковского сельского совета:
— Лично я категорически против отказа от наличных денег. Думаю, что такого же мнения и другие сельчане. Судите сами: как пенсионерам с карточками разбираться? Как узнать дома — какая сумма осталась на счете после покупок? Ведь траты у пожилых людей забываются, купюры пересчитать в кошельке можно, а деньги на карточке — никак. Ищи потом по деревне терминал… Да и непривычное для пенсионеров это дело — пользоваться терминалом. С наличными чувствуешь себя гораздо надежнее!
Подготовил Андрей ЮРЕВИЧ