Указ главы государства о грядущих изменениях в жилищном законодательстве пока еще не подписан. Но основной мотив документа уже известен: квартиры, не находящиеся в собственности граждан, переводят в коммерческое жилье. А это значит, что жилье нельзя будет обменять, продать, подарить. Более того: при невозможности оплачивать стоимость аренды квартиросъемщик рискует сменить жилищные условия на гораздо менее комфортные. Разумеется, такие перспективы никак не могут порадовать горожан, не оформивших жилье в собственность. Остается одно: успеть сделать то, до чего не доходили руки последние 20 лет.
Сектор по работе с обращениями граждан Бобруйского горисполкома «Одно окно» в эти дни больше похож на платформу вокзала. Так же суетно, так же многолюдно. Сравнение, кстати, нисколько не хромает. Успеть вскочить на подножку уходящего приватизационного поезда — программа максимум для тех, кто приходит сюда в эти дни. По словам заведующей сектором Жанны Михайловны Бобковой, в среднем за день по «жилищно-приватизационному вопросу» к «окну» приходят 60 человек. Для сравнения: за первые три месяца этого года тем же вопросом обеспокоились всего 350 человек. И идти на убыль этот бум пока не собирается. По данным управления жилищно-коммунального хозяйства на сегодня в городе неприватизированными остаются около восьми тысяч квартир. Какие же возрастные и социальные группы замыкают приватизационный круг?
— Приходят те граждане, которые по каким-либо причинам не захотели или не смогли приватизировать квартиры, — говорит Жанна Михайловна. — Немало среди них и пенсионеров, чьи родственники находятся далеко, за границей — терять наследство никому не хочется.
— Да, но ведь речь идет о десятках миллионов рублей, которые нужно заплатить за приватизацию?..
— Кто-то кредит будет брать, кому-то дети и внуки помогут. И потом, никто не говорит, что эти деньги надо вносить единовременно. Человек платит 10 процентов от оценочной стоимости жилья. Можно сразу, можно в рассрочку в течение года. После чего квартира оформляется в собственность. С правом наследования. Остальная сумма платится в течение 40 лет. Так же в рассрочку, с правом досрочного погашения. При этом до выплаты полной стоимости жилье нельзя будет продать, подарить, обменять.
Поводов для отказа в приватизации не много, но они существенные. Первый и самый главный — самовольная незаконная перепланировка квартиры. Оформить жилье в собственность не получится и в случае несогласия хотя бы одного прописанного там совершеннолетнего гражданина.
По словам моей собеседницы, правом на льготную приватизацию могут воспользоваться инвалиды детства, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, воины-интернационалисты и еще ряд категорий граждан. Суть льготы проста: 20 квадратных метров квартиры передаются в собственность бесплатно.
Процесс приватизации поставлен на конвейер. Механизм выглядит так: все совершеннолетние жильцы, прописанные в квартире, приходят в горисполком с паспортами и свидетельствами о рождении несовершеннолетних, оплачивают 90 тысяч рублей за обмер соответствующей службой, по привычке именуемой БТИ, и ждут. Недолго. С момента подачи заявления до получения извещения о принятом горисполкомом решении проходит в среднем полтора месяца. Срок действия решения горисполкома — один год. За это время надо внести первый взнос (упомянутые 10 процентов стоимости квартиры) и нотариально оформить договор приватизации.
О каких же суммах идет речь? Заведующая сектором приватизации УЖКХ Бобруйского горисполкома Ирина Витальевна Кокотова, в чью компетенцию входит расчет стоимости квартиры, называет, на первый взгляд, головокружительные цифры.
— На сегодня остались неприватизированными в основном дорогие квартиры. Стоимостью порядка 150 миллионов рублей. Соответственно первый взнос в таком случае составляет 15 миллионов. Каждому гражданину мы подробно разъясняем порядок расчета стоимости жилья. Она напрямую зависит от балансовой стоимости дома, коэффициента строительно-монтажных работ, коэффициента потребительских качеств: раздельные комнаты или совмещенные, крайние этажи или нет… Дома с коэффициентом износа 60 и более процентов передаются в собственность бесплатно, при условии, что их постояльцы ранее не получали чеки «Жилье».
Но ни суммы с большим количеством нулей, ни сам процесс приватизации, наверняка сопряженный с тратой времени, пока никого не отпугнули.
— Во всяком случае, прецедентов «сам дал заявление — сам его забрал» не зафиксировано, — заверяет Ирина Витальевна.
Семья Зои Павловны Сашиной пришла «приватизироваться» в полном составе — шесть человек. Все они живут в одной из «екатерининских» двухэтажек — тех, что из красного кирпича, по пути к ледовому. Предстоящие расходы не смущают:
— Пусть лучше мы заплатим за приватизацию и станем полноправными хозяевами, чем будем жить не в своей квартире. Могли бы и раньше приватизировать, но все откладывали на потом. Так и состариться успели, вот уже и правнуки появились. Им будет где жить. Район у нас замечательный. Разве променяешь его на какой-то другой?..
Дмитрий СУСЛОВ
Фото Андрея ЖУРАВЛЁВА
