В этом году на планерках в горисполкоме время от времени поднимается вопрос об отстающих показателях выполнения госзаказа по сбору макулатуры для поставки на перерабатывающие предприятия Беларуси. Как уже сообщал «Коммерческий курьер», из 23 районов области Бобруйск находится на третьей строчке снизу. Наш город опережают Глуск, Белыничи… Всего бобруйчане на 31 августа выполнили 66,8 процента планового задания на этот год. Увы, показатель выполнения госзаказа торговыми предприятиями составил лишь неутешительные 21,6 процента. Куда же исчезает бобруйское вторсырье?
В этом вопросе мы попытались разобраться вместе с директором ООО «Скартэкс» Валерием Волковым.
— Наше предприятие является флагманом по заготовке макулатуры, причем не только в Бобруйске, но и во всем регионе, — подчеркивает мой собеседник. — Также заготовкой этого вторсырья занимаются «Белресурсы», кооперативная торговля, предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
С 2004 года «Скартэкс» заготовил и поставил белорусским переработчикам более 20000 тонн макулатуры. К началу августа нынешнего года предприятие заготовило 1200 тонн макулатуры, из них на внутренний рынок было реализовано более 800 тонн.
Одна тонна макулатуры заменяет четыре кубометра древесины!
Как уверяет Валерий Волков, макулатура в Бобруйске есть — в процессе жизнедеятельности города, как и прежде, образуется вторсырье. По приблизительным данным, город за год способен сдать около 5500 тонн макулатуры. И заготовители тоже работают и развиваются. ООО «Скартэкс» — тому пример. Предприятие располагает тремя импортными прессами (производства Германии, Австрии, Украины), а также 13 прессами белорусского производителя (ОАО «Стромавтолиния»). В 2013 году была приобретена голландская современная линия по сортировке, аналогов которой на данный момент, по заверению Валерия Волкова, на Могилевщине нет. Оборудование такого же уровня установлено только на заготовительных предприятиях республиканского центра. Понятно, что все это оснащение приобреталось для работы. Почему же в итоге показатели бобруйчан по выполнению госзаказа выглядят столь скромно?
— В этом году нашему предприятию в связи с госзаказом запланировано задание 3500 тонн, в 2014‑м было на 500 тонн больше, — рассказывает Валерий Волков. — К сожалению, справиться с таким заданием в рамках госзаказа не представляется возможным.
В чем же причина? По словам Валерия, сложная ситуация сложилась в бумажной промышленности. Хронические неплатежи переработчиков привели к тому, что за макулатуру, поставленную в ноябре 2014 года, оплата в «Скартэкс» поступила только в июле 2015‑го. К тому же белорусские переработчики в рамках госзаказа принимают сырье по ценам, которые в два раза ниже цен российских партнеров. На протяжении последних двух лет (кроме периода запрета на вывоз макулатуры за пределы республики) заготовители из-за неплатежей на внутреннем рынке вынуждены частично вывозить белорусскую макулатуру в Российскую Федерацию.
Итак, «Скартэкс» поставляет макулатуру и на внутренний рынок, и российским переработчикам.
— В связи с хроническими неплатежами в работе с белорусскими предприятиями приходится прибегать к особым схемам, — объясняет ситуацию директор. — Например, бобруйская макулатура выменивается в Белыничском и Глусском жилищно-коммунальных хозяйствах на бэушные пэт-бутылки. Дальше путь тары лежит в Могилев на завод по переработке вторсырья. Могилевское предприятие уже рассчитывается со «Скартэксом» деньгами.
Поставляет бобруйское заготовительное предприятие макулатуру в ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» в Шклове и в ОАО «Альбертин» в Слоним. До недавнего времени долг «Спартака», накопившийся с ноября 2014 года, составлял — ни много ни мало — 360 миллионов. Пришлось принимать расчеты продукцией: картоном, оберточной бумагой… И думать, как дальше этот товар реализовать. Благодаря таким сделкам на данный момент старый долг «Спартака» закрыт, с июля «Скартэкс» возобновил поставки. И лишь за одну неделю июля поставил «Спартаку» 75 тонн сырья. Так образовалась новая задолженность на сумму около 60 миллионов. При этом бобруйскому заготовительному предприятию пришлось реализовывать макулатуру по ценам ниже закупочных на 15 процентов, а также нести дополнительные расходы.
Как можно изменить ситуацию в лучшую сторону?
— Считаю, что система компенсации за прием макулатуры от физических лиц неверна, — высказывает свое мнение Валерий Волков. — За макулатуру, которую собрали, пересортировали и принесли в заготовительный ларек люди, государство выплачивает немалую компенсацию: 1,5 миллиона рублей за тонну. Такая схема заготовок приводит к уходу больших объемов макулатуры из юридического сектора в сектор приема вторсырья от граждан.
Директор заготовительного предприятия уверяет, что в этом и кроется ответ на вопрос: куда исчезает бумага из торговых организаций, с бобруйских предприятий. Тратятся колоссальные государственные средства в виде компенсаций за принятое от населения вторсырье, но в целом заготовленные объемы макулатуры увеличиваются лишь незначительно. По мнению Валерия Волкова, было бы разумно компенсацию за заготовку сырья направить на поддержку перерабатывающих предприятий, что позволило бы им вовремя производить расчеты с заготовителями по реальным ценам.
А на сегодня ситуация остается прежней — в Бобруйске продолжается охота на бумагу. Чтобы выполнить госзаказ, местные предприятия перетягивают одеяло от одного к другому и «охотятся» за заветными тоннами.
Галина ЧИРУК
Фото Виктора ШЕЙКИНА