undefinedВ условиях кризиса, когда падает спрос даже на известные мировые брэнды, главной задачей становится продажа выпущенной продукции. Конечно, как лучше предложить тот или иной товар покупателю, думают маркетологи. Но главным аргументом, когда покупатель деньгами голосует за понравившееся изделие, становится его высокое качество. Как сделать так, чтобы продукция Бобруйского кожкомбината могла конкурировать с ведущими европейскими производителями кож, наш разговор с генеральным директором ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» М. И. КУНЦЕМ.

— Михаил Иванович, договариваясь о встрече, я узнала, что завтра вы уезжаете в Украину. Какие вопросы будете решать?

— Да, завтра еду в Харьков. Главный вопрос сегодня — это сбыт продукции. Пока в Украину мы практически ничего не продаем. Там много небольших частных обувных предприятий, их руководители хотят прийти в магазин, заплатить деньги, купить кожтовар и не знать оформления таможенных документов. Поэтому на территории Украины нам нужно иметь свое предприятие и людей, которые будут заниматься всеми организационными вопросами.

— А каковы объемы вашего производства?

— Наши объемы в этом году немного снизились, но экспорт вырос. Правда, ситуацию мы оцениваем достаточно критически, потому что в прошлом году наш экспорт был низким, и показатели нас не устраивали. К сожалению, в прошлом году было запрещено продавать за границу полуфабрикаты и кожевенное сырье. И мы ничего не продавали. А тут грянул кризис, да такой, что цены на сырье упали в четыре раза. Кожа вообще никому не понадобилась, останавливались кожевенники Испании, Италии, Китая. Автомобилисты перестали выпускать автомобили высокого класса и отказались от покупки кожи для отделки салонов. Значительно уменьшили объемы мебельщики. Поэтому впервые за десятки лет моей работы в кожевенной отрасли стало некуда девать кожевенное сырье.

Проблемы коснулись и нас, мы также потеряли покупателей. Сейчас некоторый спрос вроде бы появляется, но по ценам, гораздо ниже прошлогодних. В этом году нам удалось пока сделать объем только на 70 процентов от произведенного в прошлом году. Будем прилагать все усилия, чтобы в июне выйти на 120 процентов. В следующем полугодии постараемся наверстать упущенное и к концу года выйти на 112-115 процентов объема.

272-й указ по легкой промышленности предоставляет нам возможность использовать кредиты для пополнения оборотных средств. Нам нужны дополнительные оборотные средства еще и потому, что сейчас мы практически перешли на продажу готовой кожи. А потребители просят отсрочку платежа — два месяца. Через месяц платят только самые лучшие плательщики.

— Какую часть продукции вы отгружаете предприятиям республики, какую — за ее пределы?

— Пока за пределы республики мы отгружаем не много — около 20 процентов общего объема, 80 процентов нашей продукции продаем в республике. Хотим наращивать как экспорт продукции, так и объемы продаж отечественным производителям.

— А как вы, руководитель предприятия, оцениваете качество своих изделий?

— Мы серьезно работаем над улучшением качества. Но, думаю, что желаемого результата еще не достигли. Есть намерение, когда рассчитаемся за поставки химикатов, пригласить на комбинат хорошего технолога из Италии, чтобы он поработал три-четыре месяца и подсказал, как сделать нашу кожу лучше. Итальянцы знают все новинки, и сегодня все новое в вопросах производства кожи, текстиля рождается в Италии.

— Михаил Иванович, вы сами имеете большой опыт работы в кожевенной промышленности, как думаете, почему нет желаемого качества?

— Чтобы сделать готовую кожу, нужно выполнить 250 различных операций. И одна ошибочка, допущенная на одной из операций, может обернуться большим количеством плохих кож. С кожей нужно обращаться очень аккуратно, я бы сказал, с душой: разгладить, пощупать, внимательно осмотреть. А такое отношение есть не у всех. Конечно, нужен хороший специалист-колорист, который бы видел глубину, красоту кожи, и знал, как спрятать дефекты. Ведь на коже животных много различных дефектов: царапин, следов укусов насекомых и т.д. Итальянцы придумали новые плиты, чтобы при обработке скрыть эти дефекты и показать красоту кожи. Думаю, что нам придется купить такие плиты, чтобы улучшить качество. А без хорошего специалиста нам самим не справиться. Со временем мы научим и наших людей работать, как итальянцы.

Мы уже лет семь-восемь не покупали нового оборудования. А в последние годы появились машины, которые дают лучшее качество, большую производительность. Поэтому пришло время обновляться. В свое время мы не успели купить оборудование для производства мебельных кож. В отделочных цехах у нас нет широкопроходного оборудования. Нужен примерно миллион евро на оборудование, которое позволит обрабатывать целые кожи для мебельного производства. Сегодня это очень важный момент, потому что в республике есть несколько предприятий, которые занимаются изготовлением кожаной мебели, в частности, ОАО «Пинскдрев». Мы уже ездили на предприятие, договорились пока о поставках кожи без воротков, но в дальнейшем, закупив оборудование, сможем вырабатывать кожу, которая нужна мебельщикам.

— Вы успеваете вовремя выплачивать зарплату?

— К сожалению, не всегда. Есть проблемы в вопросах выплаты заработной платы. Не могу сказать, что у нас высокая заработная плата, но среднюю зарплату мы сохранили на уровне 700 тысяч рублей. Хотя, с учетом инфляции, это стало гораздо меньше, чем в прошлом году.

— У вас стабильный, давно сложившийся коллектив. А новых работников принимаете?

— Принимаем. У нас недавно ушли на пенсию 15 человек, вот на их место возьмем пятерых-семерых молодых людей. К осени, когда увеличим объемы, мы еще будем приглашать на работу в цеха новых работников. Но делать это будем осторожно.

— Михаил Иванович, пришло лето, и бобруйчане опять вспоминают запах с очистных сооружений вашего предприятия…

— Мы планируем вкладывать деньги в реконструкцию очистных сооружений. Хотим купить решетки для очистных, и к следующему году установим. Это даст возможность исключить неприятные запахи. Дополнительное использование химикатов для очистки стоков с учетом того, что предприятие оказалось по соседству с густонаселенным городским районом, не представляется возможным. Конечно, мне не совсем понятно, почему получилось, что когда завод строили, его выносили за город. А потом город вдруг окружил завод, и у людей возникли проблемы. Шинный ведь тоже выносили за город, почему же он тоже оказася рядом с жилыми районами? Когда проектировщики проектировали предприятия, они понимали, что в промышленной зоне будут запахи, будет не самая лучшая экологическая обстановка. Почему же этого не поняли архитекторы, которые планировали жилищное строительство?

— Михаил Иванович, вы общаетесь со своими коллегами из-за рубежа?

— Да, к нам часто приезжают производители химикатов из зарубежья. Потому что в нашей республике химикаты для обработки кожи почти не производятся. Основную часть химикатов мы покупаем за рубежом. Поэтому нам надо увеличивать экспорт, чтобы иметь валюту для покупки химикатов. Пока у нас экспорт превышает импорт в 1,3 раза. Нам нужно, чтобы превышение было не менее 1,6 раза.

— Какие кожи в моде?

— Мода на кожу меняется очень быстро. За год мы три-четыре раза обновляем ассортимент. Сегодня есть много новых материалов, например, хамелеоны, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения. Сейчас у нас в ассортименте около 70 наименований, и мы их регулярно меняем. В прошлом году обновление ассортимента составило 70 процентов. Наши покупатели, так же, как и мы, бывают на международных ярмарках и видят, что предлагают зарубежные производители. И мы должны предоставить своим партнерам аналогичный ассортимент, иначе потеряем покупателей.

— Общаясь с коллегами, вы, конечно же, обсуждаете возникшие финансовые и экономические проблемы. Что говорят ваши коллеги за рубежом, когда закончится кризис?

— Я общался с итальянскими коллегами — обувщиками, кожевенниками. Они считают, что этот год мир еще проживет в кризисе, по крайней мере, каких-то улучшений они у себя не видят. Но думаю, что нам отчаиваться не надо. Наши фабрики работают стабильно, белорусская обувь покупается, предприятия платежеспособны. И мы должны увеличить поставки, чтобы выиграть конкуренцию с зарубежными кожевенниками.

Татьяна НОВИК

Фото Федора ПРОКОПОВА