null

«Это натуральная кожа!» — выкладывает продавец обувного свой последний по счету, но не по важности аргумент к приобретению туфель. Конечно, натуральная. Сдержанный глянец снаружи, матово-бежевая стелька. Ничего лучше для изготовления обуви не придумано, не говоря уж о галантерее. На прошлой неделе «Коммерческий» побывал в отделочном цехе ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» и попытался разобраться в особенностях финальной обработки кож. В этом цехе материалу придаются мягкость, цвет и глянец — то, что покупатель вещи из кожи оценивает в первую очередь.

Огромное заводское помещение. Такие любят использовать как экзотический фон в боевиках и компьютерных стрелялках. Под потолком на специальных вешалках — в ряд черные и белые кожи. Около стоящих в ряд машин — в основном конвейерного типа — стопки кож-полуфабрикатов. Серые, бежевые, коричневые, красные, но в основном черные. Некоторые сохраняют абрис «выкройки» — ноги-голова, другие нет. В производстве — бычьи, свиные, овечьи кожи, которые идут на обувь, иногда на галантерею. Овечьи, козьи подходят для изготовления одежды, конские идут на обувь.

null— Технический цикл в отделочном цехе для партии кожи составляет около недели, — рассказывает мастер смены Ирина Степановна Мицалинд. — Цвет, эластичность, гладкость, форма готового полуфабриката будет различаться в зависимости от его назначения: для верха обуви или для подкладки, для галантерейных изделий или для пошива одежды. И технология, конечно, отличается.

В прошлую среду «в работе» были три заказа: для «Белвеста», «Галантэи» и, самый срочный, армейская черная кожа для санкт-петербургской фирмы.

Растяжка, крашение, прессовка — в цехе производится около пятнадцати техпроцессов. Большинство работников хоть и имеют основную профессию, но обладают универсальными навыками и могут работать на разных процессах. На первой смене трудятся тридцать пять человек, на второй — двадцать-двадцать пять. Многие молодые прошли обучение под началом наладчика Владимира Григорьевича Науковича. «Обучаем за два месяца, а опыт приходит с годами», — говорит ветеран производства с тридцатилетним стажем. Как опытному работнику Владимиру Григорьевичу случается не только настраивать машины, но и заправлять сразу по три линии.

По словам мастера Ирины Степановны, две самые ответственные специальности в цехе — это наладчик и колорист, их ошибка не допустима.

Получив образец кожи — временами размером с почтовую марку, — колорист должен воспроизвести все качества образца. Из дубильно-красильного цеха в отделочный поступают уже окрашенные кожи, но их цвет очень приблизительно похож на необходимый и будет лишь подложкой для окончательного.

Составляется пропорция красителей, путем проб и ошибок подбирается расцветка — иногда за час, а бывает, и за день. Проще всего с оттенками черного цвета. А с коричневой кожей (на снимке) колористу Анжеле Подберезной пришлось повозиться: в красящий состав входит толика желтого, часть зеленого, немного оранжевого и порция черного.

nullВ помещении цеха довольно шумно, воздух пропитан запахом химии. Производство наверняка вредное. «Нет, это не так — возражает мастер. — В число вредных входит только растяжка — за счет постоянных наклонов, а также закрепка — за счет испарения лака».

Среди такого обилия кож не верится, что где-то есть кожзам, который недобросовестные производители временами пытаются выдать за кожу. И как отличить? Интернет советует приложить руку. Натуральная кожа моментально потеплеет, а искусственная так и останется холодной. Также стоит определить взаимодействие с влагой. Капнуть на поверхность водой: синтетика останется без изменений, а настоящая кожа впитает влагу и потемнеет. Но лучший способ, по мнению Ирины Степановны, изучить необработанный краешек изделия — кожа и с изнанки должна быть кожей.

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Федора ПРОКОПОВА