Предприниматели пытаются работать в новых условиях.
Сезон скидок и распродаж наступил в Беларуси как-то очень рано. Это за границей его обычно привязывают к Рождеству и Новому году. Но у нас тут свои праздники и даты. Одна из них — 1 июля. Как известно, на основании Указа № 222, начиная с этого дня, предприниматели обязаны иметь документы, подтверждающие приобретение товаров, в местах их хранения и реализации. Учитывая широкую географию закупок товаров, далеко не всем ипэшникам под силу получить такие документы. В этом случае выход один: самим получать «разрешительный пакет» или… закрываться. В качестве «пряника» государство позволило распродать все ранее ввезенные товары до 1 марта 2015 года. Этим и
объясняются таблички «распродажа», в изобилии встречающиеся ныне на рынках и в торговых домах.
А тут еще и недавняя общереспубликанская забастовка предпринимателей прокатилась. Бессрочная. Впрочем, приставка «обще» не совсем уместна. Барановичи, Пинск, Слоним живо откликнулись на призыв «баста!». Бобруйск же проявил верх конформизма. В первый июльский день две трети павильонов на центральном рынке и вправду не работали, но хозяева работающих объяснили «невыход» соседей просто: отпуск. Но уже в выходные лишь единицы точек встречали покупателей пустыми прилавками. А к середине минувшей недели почти все торгующие вернулись на свои места.
Никакой забастовкой не пахло и в торговых домах, примыкающих к рынку. Что, впрочем, не означает единодушного одобрения здешними предпринимателями вступивших в силу нововведений. По всему видно, что хозяева точек пока решили не делать резких телодвижений. До 1 марта еще есть время распродаться. И лишь вопрос «что потом» повергает торгующих в легкое замешательство.
Алла Викторовна Анушкевич торгует молодежной одеждой в ТД «Купец». На вопрос о наличии документов отвечает утвердительно. Но уточняет: документы получала там, где закупалась — в России. Хотя у нас они не больше, чем простая бумажка.
— 90 процентов оптовых баз и рынков в той же Москве вообще работают без документов. Нам обещали создать оптовые базы, где будет уже сертифицированный товар. Но там вещи, давно вышедшие из моды. А цены — на уровне новых. Какой смысл там закупаться? Все это, нам говорят, продиктовано заботой о качестве. Но я и так никогда не отказываю покупателям, когда они приносят бракованный товар. Подчеркиваю, бракованный, а не цветную блузку, постиранную в отбеливателе. Но случаи обоснованных претензий к качеству единицы.
В практике моей собеседницы это не первое нововведение. За 15 лет много всякого вводилось и принималось. Да, было нелегко, но все новшества были реально выполнимыми. Здесь же, говорит Алла, просто не знаешь, что делать.
В неведении пребывает и предприниматель Людмила Витальевна Шинкоренко. Небольшой павильончик в торговом доме «Феодосия» доверху заполнен обувью. Слева сертифицированные модели, справа — то, что надо распродать.
— До 1 марта я вряд ли успею все. Обувь — товар сезонный. А получение сертификатов — дело хлопотное и дорогое. Само собой, придется менять цену. И понятно, в какую сторону.
Еще более пессимистические настроения царят на центральном рынке. Не важно, какой «продает товар купец». Предприниматель Светлана Федоровна Капурина торгует детской и подростковой одеждой. Точка закупа — торговый дом «Люблино», Москва. Тамошние коллеги и слыхом не слыхивали о каких-то декларациях и сертификатах:
— Россияне совершенно не заинтересованы предоставлять нам документы, а самим отдавать свои вещи на испытания… Ну не знаю. Даже для того, чтобы образец товара отдать в лабораторию на анализ, необходимо иметь на него документы. Получается замкнутый круг. К тому же это недешево. Я тут торгую с 2001 года. Пережили мы и чековые книжки, и кассовые аппараты, переживем ли это декларирование? Не уверена.
— Никогда россияне не давали нам документов и сейчас не будут, — вступает в разговор предприниматель Сергей Юрьевич Григорьев. — Хотя качество у них вполне достойное. Не сравнить с тем, что я видел здесь, на оптовых базах. Фасоны допотопные, а цены в два раза выше. Новых закупок я пока не делаю, работаю с тем, что осталось.
В «Люблино» не дают документов, на оптовых базах — лежалый товар. Куда идти предпринимателю, где искать свое счастье? Начальник отдела сертификации Бобруйского центра стандартизации, метрологии и сертификации Екатерина Анатольевна Науменко советует обратить внимание на крупные торговые организации стран-участниц Таможенного союза:
— Там есть все необходимые документы и на турецкие изделия, и на российские, и даже на промышленный Китай. Все это задекларировано и разрешено к реализации. Поэтому если у поставщиков нет декларации на соответствие продукции требованиям техрегламента стран Таможенного союза, то такой товар лучше не брать. Разумеется, если брать на рынке, то никакую сертификацию изделия легпрома не пройдут. Всю необходимую информацию, в том числе и реестр единых сертификатов соответствия, можно найти на сайте Госстандарта в разделе «Таможенный союз». Что касается испытательных лабораторий, то, насколько я знаю, никто из предпринимателей пока не изъявил желания вкладывать деньги в анализ качества реализуемого товара.
Больше двух недель прошло с 1 июля. По словам торгующих на рынке, тотальных проверок пока не наблюдалось. Начальник отдела консультаций инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Бобруйску Юрий Дмитриевич Тарабуев полагает:
— Контролирующие организации прекрасно понимают предпринимателей и те условия, в которых они работают. Поэтому никто не побежал на рынок с проверками, никто не изымал товар. Но проверять мы будем, в том числе и те документы, которые ИП обязан иметь на основании Указа № 222. Также хочу напомнить предпринимателям, что они обязаны предоставить в налоговые органы для заверения опись остатков товаров, составленную по состоянию на 1 июля этого года, которые можно реализовывать без сопроводительных документов до 1 марта 2015 года с уплатой единого налога и НДС в фиксированной сумме. Конечный срок предоставления описи — 30 июля этого года.
Дмитрий СУСЛОВ
Фото Виктора ШЕЙКИНА