— Расскажите, с каким настроением и производственными показателями подходит «Славянка» к полугодичному рубежу?
— Настроение умеренно оптимистичное, а показатели я бы назвал «рабочими». По итогам пяти месяцев объем произведенной продукции составил 105 процентов к показателю аналогичного периода прошлого года — это основная характеристика нашего труда. Не скажу, что все светло и радужно — есть сложности, да только у кого их нынче нет? В целом в работе предприятия наблюдается положительная динамика, и это отрадно. Ее легко отследить на примере нескольких тенденций. Во-первых, нам удалось увеличить объемы продаж: за те же пять месяцев отгрузка продукции увеличилась на 142 процента. Во-вторых, удалось реализовать несколько перспективных свежих идей. Одна из них — костюм бизнес-класса для школьников. До начала учебного года еще далеко, но уже сейчас родители с детьми интересуются в магазинах нашей новинкой: присматриваются, примеряют… Отзывы от торговых организаций настолько хороши, что мы решили увеличить объемы выпуска костюмчиков — для начала до 20 тысяч. Прилично расширился и ассортимент спортивной одежды.
— Для тех, кто более или менее внимательно следит за ассортиментом выпускаемой вами продукции, понятия «новинка» и «сделано на «Славянке» практически синонимичны…
— Специфика работы предприятия легкой промышленности такова, что нам с особым вниманием надо относиться к запросам потребителя. Рост объемов производства — дело хорошее, но лишь в том случае, если он устойчив и приносит прибыль. Возьмем для примера тот же школьный костюм бизнес-класса: вот вам явное попадание в «яблочко». Хотят нынче дети чувствовать себя маленькими бизнесменами — пожалуйста! Хотя так вот стопроцентно поражать центр мишени, увы, не всегда удается. Здесь не только наша вина. Скажем, выпустили мы к зиме горнолыжные костюмы. По прогнозам, спрос на них должен был быть — вон сколько у нас в стране в последнее время открылось мест для катания. Но — кто же знал, что зима такой теплой выдастся…
— Руководители многих белорусских предприятий легпрома до сих пор сетуют на то, как сложно им переориентировать векторы сбыта продукции со времен Советского Союза — несмотря на то, что с той поры минуло уже более полутора десятков лет…
— Понять их можно: тогда все было иначе. Собственно говоря, наша фабрика была одним из крупнейших поставщиков для Минобороны — более половины объема производства составляли армейские заказы. К примеру, знаменитую «афганку» первыми начали выпускать именно мы. Но, коль случилось нам оказаться в другом государстве со всеми вытекающими… Одним словом, не мы выбрали время — оно выбрало нас. Надо было принимать новые реалии как данность. Были и проблемы, и ошибки, и много всего такого, о чем говорят «вспоминать не хочется». Я этой поговорки повторять не стану: спасибо тем ошибкам за то, что они нас многому научили.
В частности, очень помогла кооперация с ведущими западными фирмами. Нам ведь довелось поработать с такими известными брендами, как Pierre Cardin, Nike, Adidas, Hugo Boss. Знаете, именно эти контракты в свое время научили нас трепетно относиться к качеству продукции. «Школа жизни» была непроста, но наглядна: требования у западных заказчиков были на три порядка выше, чем бытовавшие во времена Союза, когда во главу угла ставился навал. Помню, как еще в конце 80-х один технолог из американской компании, приехавший к нам на фабрику для контроля за качеством выполнения заказа, ходил с указкой по потокам и нередко, в сердцах срываясь, стучал по пальцам наших работниц.
— Как мне кажется, в нашей стране брэнд «Славянка» в рекламе не нуждается. А как обстоят дела с освоением зарубежных рынков?
— В этом отношении зарубежье для нас — прежде всего Россия. В последнее время там мы добились кое-каких успехов: нас узнают и ценят как минимум за приемлемое соотношение цены и качества товара. Мы постоянно участвуем в выставке предприятий легкой промышленности в Москве, не раз привозили оттуда дипломы и медали. Это и отличная возможность поиска новых покупателей, и просто возможность сверить свой маркетинговый курс с тем, который выбирают наши коллеги.
— Насколько мне известно, понятие «ноу-хау» на «Славянке» — не только новая продукция. Разного рода новации характерны и для социальной жизни коллектива. Причем нередко новое — это хорошо забытое старое…
— Здесь я твердо убежден: хорошие традиции должны сохраняться. К примеру, конкурс красоты для наших работниц «Мисс «Славянка» мы проводим каждый год, начиная с 94-го. Добавьте сюда же конкурс профессионального мастерства для молодых сотрудниц, фестиваль картошки… Вот видели бы вы, какую длиннейшую и вкуснейшую колбасу из картошки приготовили участницы в прошлом году! Социальная жизнь очень важна. Если коллектив чувствует свое единство, то ему по плечу любая производственная задача.
— С вашего разрешения я дополню список. На вашей фабрике возрождена традиция проведения производственной гимнастики, а с недавнего времени введен запрет на курение…
— Есть такое дело. Сейчас коллектив вроде привык, а поначалу непросто было. До сих пор на табличках «Не курить!» можно прочесть дописанные маркером контраргументы: «А я хочу!» Но — это ведь забота о здоровье, о важности тут, по-моему, долго говорить не приходится.
— О конкурсе «Мисс «Славянка» вы уже упоминали. Его появление вполне логично, с учетом того, сколько женщин работает на фабрике…
— Я вам точно скажу: из 1850 работников 1700 — женщины.
— Тогда расскажите, трудно ли мужчине-директору руководить столь специфичным коллективом?
— Да о чем вы? Я просто счастлив. Женщинам как работницам просто цены нет — они дисциплинированны, исполнительны, ко всем заданиям относятся с повышенной ответственностью. Наверное, так жизнь складывается: привыкли они отвечать за все и дома, и на работе. Быть может, порой несколько эмоциональны, но это даже хорошо.
Андрей ЧИЖИК