Минувшая неделя стала последней в работе рынка на улице Крылова.
Этот день откладывали много раз. Хотя давно было известно, что он не за горами. Уже скоро, уже вот-вот. Но о нем предпочитали не думать. Или, по меткому выражению Скарлетт О`Хара, «подумать об этом завтра». Так устраивало всех: многочисленных продавцов и еще более многочисленных покупателей. Всех, кто так или иначе был связан с этим рынком: «Восточным», «птичьим», «на Крылова». Но день, который не «приближали, как могли», все-таки наступил. Минувшая пятница, 14 июня, завершила историю этого рынка длиною в семь лет. «Восточный» ушел… чтобы вернуться. На новое место, в новом качестве.
Ясности, «куда переселится «птичка», не было очень долго. Рассматривались разные площадки: «Еловики», «Западный», и даже точка прежней дислокации — улица Чонгарская. Последний вариант, кстати, оказался самым правдоподобным. Обновленная «птичка» свила свое гнездо недалеко от когда-то насиженного места. А именно — на улице Дзержинского, напротив одного из цехов Бобруйского хлебозавода. Сменился не только адрес, но и фактический владелец. Место БУКДДЭПа заняло общество с ограниченной ответственностью «СадоводСтройМаркет». Прежним остался лишь директор. Анатолий Петрович Шевченко несколько лет назад руководил «Восточным», ныне, по решению учредителей ООО, встал у руля нового торгового объекта. Да-да! Слову «рынок» теперь место разве что в народном лексиконе.
— Мы сознательно ушли от этого слова, — говорит Анатолий Петрович. — Понятие «торговый центр» обязывает предоставлять более качественные услуги. Нас — по отношению к продавцам, продавцов — по отношению к покупателям. Будет и продовольственная группа товаров, и промышленная, и торговля с машин. Той же картошкой или саженцами. Территория позволяет. По своей площади, а это 1,6 гектара, мы сопоставимы с центральным рынком.
Да не обидится мой собеседник, но внешне новая площадка пока все-таки больше походит на рынок. Поэтому и будем оперировать этим термином. Да и предприниматели, торговавшие на «Восточном», переезжают сюда «как есть». Со своими навесами и киосками, которые и будут использоваться первое время. Но уже скоро от этих рыночных атавизмов придется отказаться. Ряды «роллетов», что вы видите на одном из фото, станут новыми рабочими местами для продавцов. Отразится ли это на арендной плате? Мой собеседник отвечает утвердительно.
— Пока предприниматели будут использовать свои навесы, аренда будет составлять семь условных единиц за один квадратный метр, когда же они «заселят» наши павильоны, ставка возрастет до десяти у. е. за «квадрат».
Но повышение цен, похоже, не сильно пугает предпринимателей. Мой собеседник демонстрирует пухлую папку, под завязку набитую заявлениями от предпринимателей «Восточного». 174 документа. По одному на каждого коммерсанта. Поданы бумаги были не вчера. И писались они тоже не эпизодически. По словам А. П. Шевченко, предприниматели почти единодушно сказали «Да!» именно этой площадке. Бобруйский вариант «Восточного партнерства». Впрочем, есть и исключения. Порядка двадцати предпринимателей выбрали для себя иные торговые объекты. Кого-то ликвидация «Восточного» даже подвигла на открытие собственного магазина, большинство же разошлось по действующим рынкам. Андрей Белявский торговал на «Восточном» велосипедами и запчастями к ним. Теперь перебирается на «Западный».
— Когда только открывался «Восточный», нам дали три месяца работать без арендной платы. На Дзержинского такого не будет. К тому же окончательно не ясно: сколько там будет стоить аренда. Получается, что мы будем всецело зависеть от руководства рынка. Меня это немного напрягает. И не только меня.
Предприниматель Наталья Горковенко — из большинства. Она проработала на «Восточном» все эти семь лет, а до этого торговала на той самой «птичке» по Чонгарской.
— Мы там станем и будем работать, а не трястись и ждать дня, когда нас в очередной раз вежливо попросят. Ведь «Восточный» был на грани закрытия едва ли не с самого первого дня. Накануне приехали на Дзержинского, расчертили места, где поставим свои навесы… Переезд, разумеется, за наш счет. Радует, что место хорошее, недалеко от центрально рынка. Еще бы транспорт общественный пустили да дорогу нормальную сделали.
Да уж, дорога — эта главное, что объединяет старый и новый рынки. Но если Крылова худо-бедно-капитально ремонтируется, то Дзержинского в этом месте больше походит на танкодром. Центральной магистралью она не является, посему перспективы ее ремонта кажутся туманными. Пока это единственный минус. Из плюсов же — санитарно-ветеринарная лаборатория, удобная камера хранения с теплом и светом, горячая вода, новый туалет, в том числе с возможностью безбарьерного доступа для инвалидов. В перспективе открытие кафе и двукратное увеличение емкости парковки: с 50 до 100 машин.
На переезд и обустройство у предпринимателей есть десять дней. 1 июля новый торговый объект уже должен заработать. А что же с площадкой экс-«Восточного»? Вернее, со строительством домов, ради чего, собственно, и затевалась его ликвидация. По словам заместителя председателя Бобруйского горисполкома Виктора Баранова, речь идет уже не о домах, а о доме. Правда, двухподъездном. Со стоянкой и благоустроенным двором. Сколько в доме будет этажей — решит специальная экспертиза. Далее все стандартно. Проект, фундамент, строительство.
Дмитрий СУСЛОВ
Фото Андрея ЖУРАВЛЁВА
