Низкое февральское солнце изо всех сил старается про- бить ледяной панцирь на  Березине. Тщетно. Слоеный пирог изо  льда толщиной больше 20 сантиметров и подтаявшего, а потом замерзшего снега заставляет капитулировать даже самый агрессивный ультрафиолет. И  даже там, где когда-то, в  самые лютые морозы, река зияла промоинами, ныне  — лишь белое безмолвие. Такая картина характерна для всей акватории Березины в  пределах черты города. Не  стал исключением и  речной порт «Бобруйск». Его огромные краны сегодня больше похожи на  жирафов, сбившихся с  пути и  забредших куда-то за  полярный круг. И лишь изредка морозную тишину нарушает шум проходящего поезда да гул самосвалов, выезжающих с  территории порта, доверху наполненных песком. Река спит — речники бодрствуют.

Золотое дно Березины

ПЕСОК СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ

Прошедший год для бобруйских речников выдался непростым. Река в очередной раз пыталась по максимуму обнажить свое дно. Процесс этот начался еще в 2014‑м, и если так пойдет дальше… Впрочем, начинать год с пессимистичных прогнозов как-то не принято. Тем более что иные показатели внушают осторожный оптимизм. Как рассказал начальник порта Григорий Тимофеевич Артемчик, по итогам навигации‑2016 объем перевозок составил 121 процент по от‑ ношению к 2015 году. Выручка –129,7 процента.

Основу всех показателей делает песок. Порт — единственная в округе организация, добывающая его в промышленных масштабах. И да‑ же заметное сокращение объемов его реализации, случившееся в последние годы, не повлияло на здешнюю «метрическую систему». Как были тысячи тонн, так и остались. А уж сотни это или десятки — вопрос исключительно сезонный.

— За прошлый год мы реализовали 170 тысяч тонн песка,— рассказывает Григорий Тимофеевич.— Лет десять назад эту цифру можно было умножать на два. Пик спроса на песок приходится на лето — до 20 тысяч тонн в месяц. В зимний период — не больше семи тысяч тонн.

Основным потребителем продукции речников, как и прежде, являются строительные организации. Тут бы добавить бобруйских, но предприятий, строящих тысячи квадратов в месяц в нашем городе, — раз-два и обчелся. По словам начальника порта, в прошлом году местные завод КПД и МДСК на двоих купили чуть больше 20 тысяч тонн. Хорошо, что выручают соседи. Например, Светлогорский комбинат железобетонных изделий и конструкций в 2016‑м закупил почти 50 тысяч тонн.

Золотое дно Березины

НАЩУПАТЬ ДНО

Именно территориальным принципом во многом и обусловлены места, где в сезон работают речники: вниз по Березине. В прошлом году портовики бросали якоря у деревни Доманово. От порта это 19 километров. Предвидя летнее падение воды, флот прибыл сюда еще в начале мая. Убыл — в октябре.

Песок добывается — дно углубляется. Жаль только, что процесс этот происходит далеко за пределами города. В самом же Бобруйске впору организовывать новый вид летних развлечений — пешие прогулки на другой берег. Так почему бы речникам не переориентироваться на город? Глядишь, и «Мечта» наша будет курсировать не только в первые выходные мая…

— Для этого необходимо привести в порядок фарватер,— поясняет Г.Т. Артемчик.– О каком судоходстве может идти речь, если глубина в районе санатория Ленина в летний период составляет 70 сантиметров? А буксирный теплоход имеет осадку в 90 сантиметров! По этой причине последние три года выше порта мы не работаем. Вопрос углубления фарватера — в компетенции Днепро-Березинского предприятия водных путей.

Последний раз так сильно вода в Березине падала в… 1954 году. Но то был один сухой год, на следующий река вновь стала полноводной, а 1956‑й и вовсе ознаменовался сильнейшим паводком. Если так дело пойдет и дальше, то речникам впору выходить на сушу. Такой вариант, кстати, уже рассматривается. По словам начальника порта, сейчас прорабатывается вопрос создания специальной площадки на дальнем Форштадте, где, возможно, будет складироваться песок, поднятый со дна реки в летний период, когда вода на минимуме. Пока же еще река дает возможность доставлять его непосредственно в порт. А раз так, то речники намерены продолжить работу в своей привычной стихии.

Золотое дно Березины

ЗИМА ПО-ФЛОТСКИ

Основу флота составляют три буксирных теплохода, два земснаряда, столько же плавучих перегружателей, шесть несамоходных барж грузоподъемностью 350 тонн и пять 900‑тоннок. Подвижной состав не новый, а потому буквально каждой зимой приходится что-нибудь подделывать. Что не удается своими силами — опять же помогают сделать соседи. Вот и сейчас две баржи переживают апдейт в Речице. С открытием навигации‑2017 в Бобруйск они не вернутся: технику ждут в Славгороде. И не пустую, а с негабаритным грузом — пролетами будущего автомобильного моста через Сож, который придет на смену понтонной переправе.

Вместе с техникой в эти февральские дни набираются сил и экипажи плавсредств. Покорители излучин, омутов и перекатов сейчас находятся в отпусках. С учетом выходных, о которых с мая по октябрь можно было лишь мечтать, отдых может продлиться до трех месяцев. «Береговая команда» работает ныне в обычном режиме.

По словам Г. Т. Артемчика, сегодня в порту «Бобруйск» трудятся 62 человека. Средняя начисленная зарплата — 470 рублей. «Оптимизация не обошла стороной и речников»,— замечает мой собеседник. И в сердцах добавляет: «Дальше сокращаться уже некуда».

Программа минимум на этот год — не допустить снижения объемов реализации песка. Первый крупный заказ уже получен — на 50 тысяч тонн. Все из того же Светлогорска. А там и бобруйчане должны подтянуться…

Дмитрий СУСЛОВ
Фото Виктора ШЕЙКИНА

Золотое дно Березины
Г. Т. Артемчик

Золотое дно Березины

Золотое дно Березины

Золотое дно Березины

Золотое дно Березины

Золотое дно Березины

Золотое дно Березины

Золотое дно Березины