Дворцовый переворот

Журналисты «Коммерческого курьера» побывали в Жиличах, где продолжается реконструкция дворцово-пар­кового комплекса.

GPS-навигатор, которого многие водители «перекрестили» в «бабу с картой» или «Ивана Сусанина», вновь отличился. Финишная часть нашего маршрута к дворцово-парковому комплексу в Жиличах, по его мнению, представляла собой сужающуюся спираль. Мы решили не петлять, а пройти последние пару сотен метров пешком напрямки…

Лучшее — детям

В предыдущий раз наша съемочно-пишущая группа приезжала сюда четыре года назад. Тогда работы были еще на стадии «декларации о намерениях». Сейчас же свет в конце тоннеля уже вполне себе сияет. Навскидку линию фронта работ можно определить по фасаду: западная и часть северной стороны фасада дворца уже обрели законченный облик, достижения строителей в других частях здания пока сокрыты стенами нештукатуреными и некрашеными.

В готовых помещениях располагаются аудитории Жиличской школы искусств и кабинеты музея. Его директор Лариса Викторовна Забелова стала гидом нашей экскурсии.

Дворцовый переворот

— Вы здесь четыре года назад были? Тогда, думаю, легко увидите, что нам удалось сделать. Давайте я вам сначала готовые помещения покажу, а затем перейдем туда, где сейчас идет работа.

В 2011 году помещения западной и частично северной частей дворца были приспособлены под аудиторию детской школы искусств. Здесь же, в двух небольших помещениях, временно размещена и экспозиция музея. Первый зал лаконично повествует о природе края и быте его аборигенов советского периода (40–60-е годы). Второй — краткий путеводитель по истории дворца. Экспонатов в нем немного: макет здания, элементы декора (некоторые из них вернутся на свое место в ходе реставрации). На самом видном месте — винтажный мебельный гарнитур. Лариса Забелова поясняет: это не «родная» дворцовая мебель, а покупка на недавнем аукционе (вспомнились ильфо-петровские «десять стульев из дворца, восемьдесят рублей»). Вообще, события и люди размели практически все предметы дворцового быта — так сказать, «иных уж нет, а те далече». Поэтому меблировать дворец придется заново с нуля.

По коридорам и комнатам, занятым школой искусств, мы пробираемся едва ли не на цыпочках: кое-где идут занятия, в небольшом проходном зале два паренька выводят робкие рулады на аккордеонах…

Дворцовый переворот

— Как паны мы теперь живем, — радостно делится впечатлениями директор школы Ольга Николаевна Симанович.

Рассказывает, что в обновленных классах занимаются около сотни детишек из окрестных деревень. Вопрос о том, нравится ли на новом месте, даже не задаю, так как он представляется исключительно риторическим.

Спускаемся по лестнице к выходу из школы. В небольшом закуточке у лестницы — десятка полтора кадок с фикусами и пальмами.

— Это мы понемногу собираем, чтобы в оранжерею поставить, когда ее восстановят, — улыбается директор.

Действительно, тропическая оранжерея, которую в годы Великой Отечественной войны раздербанили немцы, это одна из самых масштабных утрат — ведь именно ее отсутствие сейчас «разрывает» квадрат здания дворца. Непорядок…

Стройка века

В целом объем работ по реконструкции дворцово-паркового комплекса разбит для удобства на пять частей-очередей. Первая очередь — восстановление того фрагмента, где сейчас расположена школа искусств, вторая — доведение до ума северного крыла, третья — реконструкция главного корпуса, четвертая — полное восстановление интерьера и потолков, пятая — обустройство парка. Окончание работ, согласно ныне действующему плану, намечено на 2018 год. Не так уж и долго, если учесть, что у «первостроителей» основная стройка заняла более двадцати лет, а точечные изменения вносились в облик дворца до начала XX века.

К слову, в восстановлении этого самого облика неоценимую помощь оказали художник Наполеон Орда, который сделал несколько «портретов» здания примерно в 1877 году, и фотограф Яков Булгак, побегавший здесь с фотокамерой в конце XIX века. Правда, есть одно «но»: и рисунки, и фото — черно-белые, поэтому кое-где цветовые решения строителям приходится принимать по наитию.

Следующая часть экскурсии проходит по тропкам между строительных лесов, уложенному на пол утеплителю, лестницам с временными перилами-досками и под аккомпанемент работающих дрелей и шлифмашинок. Прораб ЗАО «Стройпроектинвест» Валентин Михайлович Навойчик между делом (рабочий день в самом разгаре) рапортует о ходе работ:

— Стены оштукатурены и готовы к покраске — здесь работы выполнены примерно на 80 процентов. На 70 процентов заменена кровля. То есть в целом мы движемся к окончанию третьей очереди.

Само собой, дворцу не удастся полностью вернуть прежний вид — по той простой причине, что лишать его будущих обитателей и гостей таких достижений прогресса, как электричество и паровое отопление, было бы не совсем разумно. Но в целом в день перерезания красной ленточки дворец на девять десятых будет выглядеть «как тогда».

Интересуюсь у прораба, как он оценит уровень профмастерства своих коллег из прошлого.

— 200 лет назад строили, до сих пор простояло — значит, на совесть сработано, — отвечает Валентин Михайлович. — Кирпич очень хороший, из такого действительно на века можно строить. Хотя вот… В зданиях первой очереди отклонение от вертикали стен доходило до восьми градусов, приходилось выравнивать штукатуркой. Странно — ведь отвес с гирькой давным-давно придумали. Может, торопились куда…

Дворцовый переворот

Следующий вопрос формулирую аккуратно:

— Порой при проведении ремонтных работ в старинных зданиях, да еще в тех, где жили состоятельные люди…

— Я понял, о чем вы. Нет, золота не нашли. Да и вообще с находками…

— Ну почему же, — напоминает директор музея. — Утюжок очень интересный нашли.

— Ну да, утюжок… — без особого энтузиазма подтверждает прораб. — А вообще у нас договор есть: все находки, представляющие исторический интерес и уж тем более ценность, передаются музею.

Ознакомительный поход по залам и комнатам дворца закончен. Мы вновь выходим на улицу, огибаем северную сторону и идем к главному фасаду дворца. На нем красуется герб Сырокомля, который использовал дворянский род Булгаков…

До и после Булгаков

В рассказе о дворце Булгаков вроде как нельзя обойтись без экскурса в историю рода, но… Кое-что в этом плане мы уже поведали в текстах по итогам предыдущих визитов в Жиличи. А подробная, обстоятельная «сага о Булгаках» — это тема для отдельного разговора, долгого и, поверьте, весьма увлекательного. Поэтому обещаем вернуться к этой теме немного позже. А сегодня расскажем коротко об истории этого края вне «булгаковского периода», ибо после прочтения некоторых публикаций может сложиться впечатление, что до начала XIX века здесь была пустыня. Ну, или непролазные лесные чащи…

Деревня Жиличи по белорусским меркам довольно старая. Раньше, правда, она называлась иначе – Добосна: под этим именем она впервые упоминается в исторических документах в XIV веке. В разное время этими землями владели представители разных родов — Трабские, Ходкевичи, Сапеги и (с конца XVIII века) Булгаки.

«Старый усадебный дом» (так обозначено в документах), стоявший в Добосне, Игнатию Булгаку показался тесноват. У пана Игнатия и денежки водились, и гонору панского, видать, было через край, ибо замыслил он построить дворец, который затмил бы дома «конкурентов» во всей округе ближней и дальней. Часть идей он позаимствовал во время своего вояжа по Европе — в составе российской армии, которая дошла до Парижа, гоня перед собой армию Наполеона. Идеи будущего хозяина, к слову, носили не только прикладной характер: на одном из фронтонов явно виден масонский знак «Всевидящее око», а в переплетении орнаментов кованой ограды во внутреннем дворике недвусмысленно наличествует гексаграмма, известная как звезда Давида…

Свел воедино все наметки, щедро сдобрив их собственными идеями, известный архитектор, имя которому было Кароль, а фамилий у него… три: Подчашинский, Подчашински или Подчашинскис (право называть его «своим» делят Беларусь, Польша и Литва). Родился маэстро в деревне Жирмуны Гродненской области в семье поляков, делу учился в Санкт-Петербурге и Париже, работал преимущественно в Вильно — для космополита Булгака отличная кандидатура.

Та-ак, стоп! Мы же договаривались: о Булгаках начистоту поговорим позже. Так что считайте эти абзацы анонсом будущей публикации, чем-то вроде «Скоро на страницах «Коммерческого»…». Хотя, как ни крути, еще пару раз эту фамилию придется назвать…

Последним владельцем дворца и усадьбы был Мечислав-Эммануил Булгак. В самом дворце он прожил совсем недолго, после революции эмигрировал во Францию и умер в 1943 году в Каннах. Сведения о его прямых потомках разнятся: одни исследователи указывают, что у Мечислава-Эммануила были дети, другие утверждают, что в старости ему самому приходилось шаркать на кухню за стаканом воды. Но люди, считающие себя потомками «последнего Булгака», во дворце появлялись, и не раз. Одни приезжали из Польши, из Зеленой Гуры, еще в советское время. О визитах других, совершаемых инкогнито, ходят лишь слухи. Не так давно появлялись и бобруйчане, носители фамилии Булгак (в справочнике 2004 года пять телефонных номеров в городе и еще один в районе числились за абонентами Булгаками). Реституции у нас в обозримом будущем вроде как не предвидится, но, случись что, суета вокруг дворца может возникнуть неслабая…

Почувствуй дух эпохи!

Мы вновь проходим через парк. Интересуюсь у директора музея «профилем» явно старинного одноэтажного здания.

— Это бывший каретный сарай. Еще недавно здесь зал тяжелой атлетики размещался, а не так давно в нем был пожар. Его мы тоже планируем восстановить.

— Восстановить, чтобы…

— …обустроить в нем каретный сарай. Прокатиться в карете по парковым аллеям — это же будет здорово! У нас большие планы…

Главная цель всех трудов, которые вершатся нынче в Жиличах — повернуть судьбу дворцово-паркового комплекса вспять, а точнее — вернуть ее на двести лет назад, чтобы всяк сюда пришедший смог окунуться в атмосферу эпохи начала XIX века. Возможно, вскоре эта идея дополнится другими. Например, здесь вполне можно будет проводить музыкальный фестиваль (а что — музшкола же во дворце уже есть). В обновленных помещениях уютно было бы работать мастерам народных ремесел. Пока же гости музея могут по символическим ценам приобрести кружки и тарелки с изображением дворца, и — как без этого — магнитики на холодильник. Последнее — непременный признак того, что объект действительно и безоговорочно готовится стать достопримечательностью…

— На каждую эпоху, на жизнь каждого поколения какое-то дело выпадает, — рассуждает Лариса Викторовна Забелова. — Кто-то здесь танцевал и расхаживал во фраках, кто-то в это время поливал потом и слезами окрестные поля и сады, кто-то корпел над учебниками за партами в комнатах дворца, когда здесь техникум размещался. А на нашу жизнь выпало отстроить дворец заново. Вот сделаем это — тогда, конечно, и в зале и потанцуем, и в пролетке покатаемся…

Андрей ЧИЖИК

Фото Виктора ШЕЙКИНА

Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот Дворцовый переворот