Халтурины и березки

На мебельном предприятии, которое когда-то носило имя весьма почитаемого в СССР революционера, не открещиваются от своей истории. Все три художественных воплощения Халтурина на ЗАО «Бобруйскмебель» в целости и на прежнем месте. Один бюст снаружи, другой под плакучей ивушкой на внутреннем дворе. Есть еще сграффито (процарапанное на разную глубину рельефное изображение) авторства бобруйского художника Юрия Никифорова: революционер смотрит на железнодорожный переезд на перекрестке ул. К. Маркса и Железнодорожной. Панно недавно подкрашено и выглядит так же свежо, как три десятка лет назад.

Оказывается, не только «Степан Внешней Стены» пережил ренессанс. Два огромных настенных панно — мозаика и еще одно сграффито в цехах № 5 и № 6 — тоже были обновлены трудами художника Натальи Федоровой и ее напарницы Анны Савончик.

— Проще было бы все закрасить, — говорит замдиректора предприятия Юрий Дмитриевич Ковальчук. — Но наш директор Александр Сергеевич Непогодин решил сохранить эту красоту.

Юрий Дмитриевич ведет нас по цехам и попутно поясняет: в 70-е на заводе было сделано многое для облегчения и повышения эффективности труда. Появились комнаты психологической разгрузки и чаепития, а также цех эстетики. В 90-е в него входили семь штатных художников. Сейчас художник только один, и тот в штатном расписании числится как «маляр». Тем не менее Наталья справилась с масштабной реставрацией: сграффито с птицами в цехе № 6 имеет не менее трех метров в высоту и более 37 метров в ширину.

Традиция эстетического наполнения цехов продолжает жить. Например, в одном растет пальма в кадке, три других украшают монументальные (пять на три метра) пейзажи с березками, написанные на ДСП. Это тоже работа Натальи Федоровой. В производственном цехе березки выглядят как объект современного искусства: неожиданно, контрастно.

Возвращаясь к реставра-ции: ее делали в порядке косметического ремонта цехов. Поверх сграффито нанесли акриловую краску. Цвет и яркость птиц и ракет в цехе № 6 помнят только сотрудники ЗАО «Бобруйскмебель». Зато отретушированное панно на внешней стене очень изменилось. Оно стало четким, каждая его подробность цепляет взгляд. И надпись «Северный союз русских рабочих/Народная воля», и направленный внутрь взгляд краснодеревщика, который прославился вовсе не профессиональными навыками, и выразительные фигурки, обрамляющие центр композиции, в которых каждый, хоть раз видевший работы Юрия Никифорова, признает манеру художника.

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Анастасии ТРУШНИКОВОЙ

Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки Халтурины и березки