Спят курганы темные

undefinedОсобого внимания в связи со следующей точкой нашего маршрута — Гадиловичами — заслуживает и упомянутый в репринтном издании «Опыт описания Могилевской губернии» А. С. Дембовецкого помещик Эрдман. Оказывается, Эрдман был известным любителем старины, археологом, коллекционером. В окрестностях Сверженя, вблизи Днепра, «находились курганы, которые давно уже разрыты крестьянами; причем в них найдены были относящиеся к каменному периоду каменные топоры, копья, молоты и стрелы. Вещи эти хранились у владельца Эрдмана».

Гораздо более полное описание гадиловичских достопримечательностей дает энциклопедия «Археалогiя i нумiзматыка Беларусi» (1993 год). Это описание курганного могильника радимичей в полутора километрах от деревни на левом берегу Днепра. Указывается, что когда-то тут насчитывалось около 400 курганов, сохранилось 124. Могильник известен с 1873 года, впервые обследован в 1892 году. Среди находок — ножи, кресало, височные кольца, фибулы, серебряный перстень, бронзовые поясные кольца, медные перстни, фрагменты керамики. Выдвигается версия, что мужское захоронение является некрополем дружинников. При раскопках были найдены бронзовые поясные бляшки, аналогичные находки были обнаружены в Гнездовском могильнике дружинников на Смоленщине, датированном X-XII столетиями.

Увы, знакомство с Гадиловичами никак не оправдало наших больших ожиданий. Местные жители, к которым мы обращались с расспросами, о курганах знали, но уверяли, что показывать там уже нечего. Курганы несколько лет назад распахали колхозные трактористы. Людмила Владимировна рассказывала нам, что чаще всего курганы в памяти народной связываются с войной с Наполеоном и называются французскими.

Затонувшая церковь

К Святому озеру, которое на карте помечено рядом с деревней Турск, проехать было не так уж просто. И не потому, что озеро это забытое людьми, затерянное… Скорее наоборот. На насыпной, как мы сделали вывод, ухоженной, но узкой сельской дорожке нашему автомобилю и микроавтобусу с членами экспедиции совершенно невозможно было разминуться со встречными автомобилями. В этот день к озеру собрались не только мы. Пришлось сдавать назад и пропускать легковушки, которые побывали у озера до нас.

Встреча с озером компенсировала все мелкие неудобства. При взгляде на огромное блюдце раскинувшейся водной глади перехватывало дыхание. Странное дело: ветер хлестал изо всей силы в ожидании дождя, а озеро оставалось спокойным и почти невозмутимым…

Оказывается, почти в каждом районе Беларуси есть свои озера, которые местные жители называют святыми. К примеру, есть Святое озеро в Чашницком районе возле деревни Боровая, около деревни Дубно в Славгородском районе, возле Заречья под Костюковичами, в Круглянском районе рядом с деревней Шепелевичи. Считалось всегда святым и озеро Свитязь. Для озер с названием «святое», обращает наше внимание Людмила Владимировна, характерны легенды, главными персонажами которых являются сам Бог или Иисус Христос. Будто бы ходят они по нашей земле в виде нищих старцев и творят чудеса. Возле многих озер с названием «святое» исследователи нашли различные сакральные объекты. Например, следы языческих святилищ или курганные могильники. Очень часто с такими озерами связаны легенды об исчезнувшем, провалившемся на дно храме. Люди рассказывают, что иногда в особые дни со дна святого озера раздается колокольный звон, слышны молитвенные песнопения…

По мнению этнографа, вовсе не случайно большая часть озер, на берегах которых были обнаружены остатки языческих капищ, выделяются относительно небольшими размерами и округлой формой. Круг как мифологический символ в верованиях наших далеких предков всегда олицетворял цикличность времени и своеобразную упорядоченность мировоззрения, выступал как граница замкнутого, охраняемого пространства, отделял мир живых от мира мертвых. Возможно, поэтому в мифологии святое озеро воспринимается как глаз или окно в другой, потусторонний мир, является связующим каналом между мирами.

Заглядывая в глаза Святого озера, я все пыталась рассмотреть что-нибудь в его таинственных глубинах. Скорее всего, день был не тот… Возможно, и ветреная погода не позволяла чего-то услышать…

Решили о чудесах, если таковые здесь случаются, расспросить старожилов деревни Турск. Оказалось, чудеса были. Более того, происходили на глазах многих людей. Все местные жители знают, что на месте озера когда-то стояла церковь. Однажды церковь провалилась, а на том месте, где она стояла, раскинулось озеро. А в подтверждение такой легенды местные жители много раз видели дубовые бревна, всплывающие со дна водоема. Казалось бы, откуда в воде взяться бревнам?

undefinedВ старом, но, по всей видимости, недавно отремонтированном доме с выкрашенным в яркий голубой цвет фасадом и белым кружевом резных наличников живет Прасковья Павловна Приходько (на верхнем фото слева). Эта жительница Турска готовится отметить в январе свой сотый день рождения. Она прекрасно помнит старые времена, традиции и обычаи. Когда-то до революции вместе с местным батюшкой ходили все жители на праздник Водохрище, или Иордан, к озеру. Изо льда мужики вырубали большой крест, который затем женщины поливали «бурачковым рассолом» (свекольный отвар — ред.). Делался крест красным, будто кровью политым. Помнится Прасковье Павловне, как на Миколу голодного, который отмечается 22 мая, собирались жители окрестных деревень на ярмарке в Городце. А на Вознесение устраивалась ярмарка в Свержене. Из Высокого, Углов, Семеновки люд стекался в ярмарочные дни, чтобы запастись всем необходимым товаром и повеселиться. Играла гармошка, крутились карусели с молодыми хлопцами и девчатами.

Как рассказывает Прасковья Павловна, жили когда-то здесь в основном старообрядцы и православные белорусы. Была в Турске старообрядческая церковь. В деревне старообрядцев часто обзывали москалями, а те дразнили белорусов почему-то хохлами, мазепами. Сейчас, спустя десятилетия, в Турске уже все перемешались, никто не враждует, никто никого не обзывает. «Москали» и «хохлы» все давно переженились и породнились семьями. В отличие от Турска, местечки Свержень и Городец раньше считались еврейскими.

Хорошо запомнились нашей собеседнице события Первой мировой войны, когда николаевские солдаты, бывшие в Турске на постое, все сильно напились и безобразничали. Понаехало тогда военное начальство из Рогачева, разбирались с теми солдатами.

Помнит Прасковья Павловна и местного помещика по фамилии Сенажинский. Совсем маленькой девочкой ходила она к пани, а та ее угощала конфетами. У пана и его жены своих детей не было, деревенскую ребятню пани всегда привечала. А помещик Сенажинский был из богатых. Стоял у него большой дом, рядом был парк, своя винокурня (спиртзавод), сыроварня. За два года до революции пан умер. Похоронили пана в костельном склепе в Рогачеве. А позже, в советские годы, прах пана из склепа вынесли и перезахоронили на кладбище. А пани еще до революции куда-то уехала.

Знает ли Прасковья Павловна о затонувшей церкви? Такие рассказы она еще в детстве много раз слышала. А можно ли верить этому? Кто ж его знает…

Замок королевы Боны

Наша следующая остановка была уже на обратном пути в Рогачеве. Город радовал глаз современным видом и чистотой своей главной улицы, что протянулась вдоль реки. Миновав мост через Днепр, мы поинтересовались у первого встречного: где тут был замок? Ответ последовал незамедлительно: «Если вы хотите проехать к замковой горе, то вам нужно свернуть налево…»

Вот так каждый рогачевский житель знает «замок королевы Боны». Сегодня, конечно, от стен замка уже ничего не осталось, только по-прежнему между руслом Днепра и устьем Друти возвышается огромная замковая гора. Для посетителей «замка королевы Боны» проложены дорожки, а в самом центре площадки на замчище установлен камень с витиеватой вязью «Отсюда есть пошел город Рогачев. В лето 1142…»

undefinedУчастники нашей экспедиции обсуждали вопрос происхождения названия города. Мнения разделились. Кто-то считал, что слово «Рогачев» происходит от литовского «рагас», означающего святыню, алтарь. Были и версии, что происхождение названия связано с местом расположения древнего замка, стоявшего на рогу, между руслом Днепра и устьем Друти. А Людмила Владимировна Дучиц и Ирина Евгеньевна Климкович объясняли название Рогачева роговой музыкой, которая, по всей видимости, имела место в здешних краях.

Интересовал и другой вопрос: действительно ли в Рогачеве бывала королева Бона? Для ответа на него стоит несколько углубиться в историю. Первое упоминание о Рогачеве находим в Ипатьевской летописи. В те времена он входил в состав Черниговского княжества. В конце ХIII столетия Рогачев вместе с Оршею стал частью Великого княжества Литовского. Под властью литовских князей город находился почти до конца ХV века. Известно, что в 1521-23 годах земли Пинского удела перешли во владение жены польского короля Сигизмунда I — королевы Боны. Неаполитанская принцесса Бона Сфорца д’Арагона (дочь миланского герцога Джано Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской), польская королева более тридцати лет управляла своими владениями, в числе которых был и Рогачев. В 1564 году, во время русско-польской войны, Рогачевский замок был взят штурмом и сожжен царскими войсками, а город разрушен. Люблинская уния в 1569 году объединила Великое княжество Литовское и Польшу в одно государство — Речь Посполитую. В ХVII столетии городу досталось и от казаков, и от русских, и от поляков. С августа 1772 года Рогачев находится в составе Российской империи, это провинциальный город Могилевской губернии. С 1777 года Рогачев становится уездным городом, в 1781 году ему присвоен герб, на котором изображен «черный бараний рог, в золотом поле, означающий имя сего города».

Вернемся к вопросу: так бывала ли в Рогачеве королева Бона? Указаний на этот факт в исторических хрониках не сохранилось…

В Рогачеве наша экспедиция разделилась. Автомобиль «Коммерческого» возвращался в Бобруйск, а микроавтобус с минчанами держал путь к деревне Вищин, которая располагается напротив Сверженя по другую сторону Днепра. Уже позже по телефону Людмила Владимировна поделилась впечатлениями от посещения Вищина, где экспедицию интересовали остатки Вищинского замка, стоявшего когда-то в ХII-ХIII веках. Подробное описание этого замка, составленное по результатам археологических работ, оставил в своей книге исследователь Эдуард Михайлович Загорульский. Участникам нынешней экспедиции пришлось довольствоваться с трудом найденными в лесу сохранившимися тремя рядами валов с рвами между ними, когда-то окружавшими замок… Зато ожидания от Вищина отчасти оправдала услышанная от местного жителя легенда, связанная с местным урочищем под названием Красная Горка. Будто бы где-то там, на возвышающейся Красной Горке была закопана в старину золотая карета…

Последней точкой маршрута экспедиции была любоничская «церковь под открытым небом», где тоже бьет прощенская криница, упоминавшаяся в одном из изданий за 1861 год. В отличие от сверженьской прощи, к здешней кринице тропа не зарастает, по-прежнему приходят сюда люди, чтобы попросить о самом сокровенном.

Вот оно, то далекое от нашей сегодняшней жизни и в то же время такое близкое, что еще предстоит открыть для себя и разгадать. Для чего? Чтобы не потерять навсегда…

Галина ЧИРУК

Фото Федора ПРОКОПОВА