Два с половиной года назад музейные работники и просто неравнодушные, интересующиеся историей люди из разных регионов Беларуси объединились в волонтерский проект. Цель волонтеров – облегчить поиск нужного дела в Национальном историческом архиве Беларуси, где хранится более миллиона дел.

Как рассказала «Коммерческому курьеру» идейный вдохновитель и организатор волонтерского движения генеалог Елена Коровченко, результат проделанной работы – уже более 600 тысяч оцифрованных наименований дел из машинописных и рукописных описей архива.

Около 40 тысяч дел в общей базе касаются истории Бобруйска и Бобруйского уезда. В основном это документы до 1917 года, но можно встретить и данные более позднего периода. Наиболее ранние архивные сведения относятся к XVII столетию. 

По словам Елены Коровченко, волонтеры будут рады всем, кто захочет присоединиться к проекту. 

 

Документы «словесных жалоб»

Какие интересные документы по Бобруйску и Бобруйскому уезду встречались в ходе работы? Этот вопрос мы задали волонтеру Ирине Мышковец, ведущему научному сотруднику Литературного музея Максима Богдановича в Минске. В руки оцифровщиков попали описи из самых разных сфер жизни Бобруйска: городского самоуправления, судебной системы, транспорта, образования, медицинского обслуживания. К примеру, это протоколы заседаний Бобруйской городской думы за 1795 год, сведения о переписи населения, указы Минского губернского правления с 1797-го по 1910 годы, дела о сборе пожертвований, списки дворян. Найдены интереснейшие документы одного из старейших учебных заведений города – нынешней гимназии №3, которая когда-то именовалась Бобруйской Алексеевской женской гимназией. Списки учащихся этого учреждения и преподавательского состава, протоколы экзаменов, обозначенных как «учебные испытания», и многое другое с 1906 по 1918 год.  Есть аналогичные документы и по Бобруйской мужской гимназии (1823-1921).  

О финансовой системе города дает представление Бобруйская государственная сберегательная касса №345 при Бобруйском уездном казначействе (1902-1917). Об этой сберегательной кассе рассказывает Главная книга, годовой свод лицевых счетов, ведомости по расчетам. 

А представление о судебной системе наших прадедов складывается из документов

Бобруйского словесного суда (1852-1872). Это многочисленные книги для записи словесных жалоб и решений, прихода и расхода денег, другие документы.

По Бобруйскому уездному суду можно найти документы с 1674 года. Это журналы и протоколы заседаний суда. Дела о нанесении побоев, оскорблений, злоупотреблениях начальников сельских обществ, денежных претензиях граждан друг к другу, самовольных порубках леса, пожарах, составлении духовных завещаний и другие документы.

Дела Бобруйской тюрьмы встречаются с 1867 по 1918 год.

Есть и отчеты «Податного инспектора Бобруйского уезда, город Бобруйск Бобруйского уезда Минской губернии» с 1885 по 1917 год. В архиве хранятся документы «Бобруйского уездного рекрутского присутствия» (1798-1886), сведения о числе прихожан Бобруйской крепостной церкви (1830), метрическая книга Бобруйской крепостной соборной Александро-Невской церкви (1829) и многое другое. 

 

Прадед поэта

И все же самое интересное, связанное с Бобруйском, открылось волонтерам совершенно неожиданно. Нашлись нити, связывающие Бобруйск с именем классика белорусской литературы Максима Богдановича! «Сонет», который мы все учили когда-то в школе:

«Паміж пяскоў Егіпецкай зямлі,

Над хвалямі сінеючага Ніла

Ўжо колькі тысяч год стаіць магіла:

Ў гаршчку насення жменю там знайшлі».

Помните? Жизненная сила засохших зерен проснулась и заколосилась. «Вось сімвал твой, забыты краю родны!» – восклицал поэт.

 

Прямое отношение к Бобруйску

Ведущий научный сотрудник Литературного музея Максима Богдановича Ирина Мышковец с особым трепетом и волнением изучала бобруйскую находку. Оказывается, прадед Максима Богдановича по материнской линии Иосиф Малевич имеет прямое отношение к Бобруйску! Иосиф Стефанович Малевич с 1824 года служил дьяконом в Бобруйском Николаевском соборе, с 1827 года причислен к военному ведомству, служил в Бобруйской крепостной Александро-Невской церкви, а затем в 1838 году был переведен в Речицкий уезд.

Еще один момент, связывающий имя Максима Богдановича с Бобруйском – его прабабка. Документы указывают, что в октябре 1824 года Иосиф Малевич женился на Евдокии Кричевской, дочке умершего бобруйского священника Кириллы Кричевского.

Каким был Иосиф Малевич? Об этом говорят скупые строчки архивных документов. Сын священника (а значит, и прапрадед Максима Богдановича был священником, есть сведения, что он служил в деревне Крынки Бобруйского уезда). У Иосифа Малевича «поведение хорошее, штрафов не имел, под следствием не был». Указаны дети: Иван (8 лет), Александра (11 лет), Антонина (5 лет), Екатерина (2 года). Так как бабка поэта Татьяна Иосифовна (в замужестве Мякота) родилась в 1840 году, то, понятно, в документе она не указывается. Ее дочь Мария Мякота (девичья фамилия) – мать Максима Богдановича. 

Один из документов бобруйского периода Иосифа Малевича – его прошение от 12 декабря 1837 года на имя Архиепископа Минского и Гродненского: «…о принятии меня в Епархиальное ведомство и рукоположении в священника, на вакансию где будет благоугодно». Перевод из военного ведомства в епархиальное тянулся несколько месяцев. Затем «…диакон «Бобруйской Крепостной Александро-Невской церкви Иосиф Малевич Его Высокопреосвященнейшим Никанором, Архиепископом Минским и Гродненским и Кавалером 1838-го года месяца июня 19-го дня рукоположен во Священника в Храме Святой Великомученицы Екатерины, к рукоположению представлял диакон Крониковский».

Как отмечает Ирина Мышковец, есть основания считать, что рукоположение состоялось в нынешнем минском Соборе святых апостолов Петра и Павла, собор в те годы был кафедральным. Иосиф Малевич был переведен служить священником в деревню Демехи Речицкого уезда. На этом бобруйский период жизни Иосифа Малевича закончился. В газете «Минские епархиальные ведомости» от 15 июля 1869 года сохранился и некролог к кончине священника Иосифа Малевича. В нем отмечается, что в 1856 году Иосиф Малевич «был награжден набедренником». Скончался священник Очижской церкви Игуменского уезда Иосиф Малевич 20 мая, на 70-м году жизни, после продолжительной болезни.

Итак, благодаря работе и находкам волонтеров Литературный музей Максима Богдановича пополнился новыми уникальными документами. А для нас, бобруйчан, открылась еще одна неизвестная страничка истории города, на этот раз связанная с именем классика белорусской литературы Максима Богдановича.

Галина ЧИРУК

Что связывает имя поэта Максима Богдановича и Бобруйск?