К 60-м годам в Советском Союзе преобладало типовое проектирование. Кое-где монотонность застройки архитекторы разбивали за счет элементов монументального искусства — и некоторые мозаики тех времен, например, в Минске, уже успели попасть в списки историко-культурного наследия. Бобруйск не был исключением: тоже застраивался серийными домами и стандартными заводскими корпусами, на которых попадаются редкие «марочки» мозаик.
Разобраться в авторстве и истории самых известных работ бобруйских живописцев «Коммерческому» помог Семен Тихонович Абрамов, художник, который является автором и исполнителем монументальных работ, свидетелем и современником возведения нового Бобруйска. Итак, будем знакомы с авторами, не только наглядно.
Технология
Как рассказал Семен Тихонович, работа над мозаикой делится на три этапа: создание эскиза, создание картона (цветного рисунка в натуральную величину) и материальное выполнение. Сделать картон — пожалуй, самый трудоемкий и сложный этап. В первую очередь из-за больших размеров. Исполнение — уже легче: картон режется на куски, которые на обычном столе покрываются мозаикой. Блоки нумеруются и складываются в стопочки, а затем по одному монтируются на стену.
Самые распространенные материалы для мозаики — смальта, стеклянная или керамическая плитка. Несмотря на отлаженную систему исполнения госзаказов в художественных мастерских, художнику-исполнителю иногда приходилось самому заботиться о материале. Семен Абрамов вспоминает, как он ездил на завод в Подмосковье и покупал неликвид в экспериментальном цехе, где накапливалась большая цветовая палитра, как ездил на Гучковский завод за керамической плиткой в конце 60-х.
Для украшения некоторых зданий в Бобруйске использовалась техника сграффито: на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки; чтобы обнажить слой с нужным цветом, штукатурку соскребают на разную глубину.
Сложно не заметить
Четыре девятиэтажки по нечетной стороне Минской, от Георгиевского проспекта до улицы Октябрьской, украшены серией мозаик авторства Николая Аврамовича Егорова (Минская, 105) и Геннадия Александровича Борейко (Минская, 57, 73, 89). Дом на Минской, 55 декорирован большой мозаикой с русалочьим лицом (автор эскиза — Г. А. Борейко).
На здании Бобруйского государственного аграрно-экономического колледжа на Интернациональной, 46 бросаются в глаза два цветных сграффито авторства Юрия Ивановича Никифорова: с девушкой в косынке и парнем с книгой. Есть в Бобруйске еще одно сграффито этого же автора, монохромное. Исполненный в стилистике Спаса Нерукотворного портрет Степана Халтурина на одном из корпусов ЗАО «Бобруйскмебель», рядом с железнодорожным переездом — лицо обрамлено многофигурной композицией.
Административный корпус ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» украшен, во-первых, совершенно плакатным Лениным, а во-вторых, яркой мозаикой с ученым, рабочим и женщиной. Авторство, к сожалению, нам установить не удалось.
Сам художник немало поработал на ниве монументального искусства: витражи, росписи, мозаики. Яркая «марочка» (больше 20 квадратных метров) на старом хирургическом корпусе Морзоновской больницы, эскиз в соавторстве с Никифоровым, выполнена собственноручно. Мозаичная «карта» на всю стену зала ожидания вокзала станции «Березина» («заказчик очень настаивал на схеме»). Особой гордостью Семена Тихоновича является огромная мозаика в одном из цехов шинного комбината — 80 квадратных метров.
Здание спортивного комплекса стадиона ОАО «Славянка» (ул. Урицкого, 76-а) украшает симпатичная мозаика с гимнастами авторства В. А. Самочернова. Эдуардом Белогуровым исполнены эскизы декоративных «виньеток» на торцах СШ № 1.
С работами практически всех вышеперечисленных художников можно познакомиться в галерее художественного музея им. Г. Г. Поплавского. А можно внимательнее приглядеться к ярким марочкам на фасадах…
Что могло быть
Те самые мозаичные фрагменты на улице Минской могли бы выглядеть немножко по-другому: на стадии проекта поднимался вопрос о том, чтобы четыре панно чередовались по размеру, создавая «ритм», очевидный для автомобилиста.
На торце здания, примыкающего к гостинице «Бобруйск», могла бы поместиться мозаика авторства Семена Абрамова — «Все флаги в гости будут к нам». Художник лишь успел сделать эскиз, потом — распад Советского Союза. Идея осталась идеей.
Во время реконструкции драмтеатра в начале 80-х для фасада были изготовлены шесть скульптурных масок, чтобы было издалека понятно: вот театр. По какой-то причине они не были установлены и валялись рядом со зданием, на улице, покрываясь грязью и зарастая травой. Перед «Дажынкамi» одну из масок очистили пескоструйным аппаратом, и… все маски вывезли куда-то.
…Уже больше двух десятков лет в городе не появляется новых монументальных объектов этого жанра. Господство полиграфической рекламы? Прошла мода? Экономия? Пожалуй, все вместе. Но в наследство от советской эпохи кое-что осталось. И мозаика не тускнеет, разве что осыпается.
Анна ЛАПИЦКАЯ
Фото Андрея ЖУРАВЛЁВА