Как-то у русского скульптора Сергея Коненкова спросили, будут ли кладбища через сотни лет. Мудрый человек ответил: «Изменятся понятия, останутся парки добрых воспоминаний». Эти слова я прочла в юности. И с тех пор уже много лет нахожу им подтверждение.

 

«Парк добрых воспоминаний»

Помню, как в 1978 году впервые попала в Париж. Нашим гидом оказалась бывшая студентка Минского иняза, а водителем – югослав. Они без устали показывали туристам из Беларуси этот красивейший город мира. На кладбище Пер Лашез мы увидели могилы Эдит Пиаф, Айседоры Дункан, Оскара Уайльда.

Каждый год, посещая в Бобруйске минимум три кладбища – два в Ломах и на улице Минской – не могу не отметить, что Коненков был очень прозорлив. И нам всем надо пересмотреть свое отношение к памяти наших предков. История страны – это прежде всего история каждой семьи.

 

Под несчастною планетой

Человек, знающий и чувствующий историю родного города, придя на городское кладбище, обращает внимание на надписи на памятниках, оценивает работу мастеров, создававших их. Когда бобруйский художник и дизайнер Денис Прощенко показал на городском кладбище на ул. Минской могилу князя Григория Александровича Дадиани, сына узника Бобруйской крепости Александра Леоновича Дадиани, у меня возникла мысль, что иголку в стоге сена легче было бы найти, чем обнаружить этот памятник на нашем кладбище. А ведь он очень интересен с точки зрения истории нашего города. Ведь именно о Дадиани написал всемирно известный писатель Валентин Пикуль свой рассказ «Бобруйский мешок». Александр Дадиани был настоящий князь, чьи предки получили во владение Мингрелию в XII веке от царицы Тамары, родич прежних суверенов Картли и Имеретии, а его мать происходила из русской фамилии Нарышкиных, к которой по женской линии принадлежал Петр I. 

Князь начал службу подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенского полка в 1817 году, участвовал в кампаниях против Персии и Турции. Можно сказать, что он был баловнем судьбы, и все у него поначалу складывалось необычайно гладко. Дослужился Александр Дадиани до чина полковника, был пожалован флигель-адъютантом к императору, назначен  командиром  Эриванского полка. Однако столь успешная стремительная карьера закончилась весьма печально. 

Отличный и бесстрашный офицер запятнал себя злоупотреблениями по хозяйственным делам. Злоупотребления по хозяйственной части, им допущенные, были чудовищны, но не менее чудовищным было его отношение к подчиненным и даже к солдатским женам. Есть сведения, что он выгонял солдат и рекрутов рубить лес и косить траву, потом сбывал нарубленное и накошенное в Тифлисе, на отпущенные для постройки казармы казенные деньги оборудовал мельницу в свое владение. Две сотни рекрутов, без обуви и обмундирования, вовсе не обучались военному делу, как то полагалось, а пасли овец, волов и верблюдов – стада, принадлежавшие ему.

Существует версия о том, что Петр Катенин, недовольный обращением с братом Павлом, служившим под началом Дадиани, сообщил об этом императору. В 1837 году Николай I посетил Кавказ.

Узнав о злоупотреблениях князя Дадиани, император при полном разводе велел снять с него фельдфебельский аксельбант, арестовать и отправить в Бобруйск для предания суду. Супруга Дадиани и ее мать Елизавета Дмитриевна Розен, находившиеся на балконе одного из домов, упали в обмороке. Флигель-адъютантское звание тут же было пожаловано барону Александру Розену (1812—1874). Но на этом унижения семьи не закончились. Вечером в доме главнокомандующего был назначен бал, на котором присутствовал весь город. По воспоминаниям современников, молодая княгиня Дадиани слегла от переживаний, а ее матери, госпоже Розен, было приказано присутствовать на торжестве. «Она явилась с распухшими, красными от слез глазами. Государь был так любезен, что открыл с нею бал польским».  

 

«От сумы и тюрьмы не зарекайся»

По легенде, в крепостной камере яйцевидной формы за считанные дни подавлялись воля и разум человека. Она была создана немецким инженером внутри каземата для особо опасных преступников, которую архитектор скопировал со средневековой тюрьмы. И, если верить имеющимся материалам о Бобруйском мешке, то в этой камере за все ее время был один единственный узник.

Там нельзя было стоять в полный рост. В камере было всего три отверстия. Сверху для света, сбоку для еды и снизу для туалета. В овальной камере даже койка и стол повторяли изгибы стен.

Три года высидел князь Дадиани в "мешке" с тремя дырками, а когда отворили камеру, так вынимали его оттуда едва живого. Не человек, а развалина, ползал на четвереньках, речь невнятная, глаза безумные. Итак, единственный узник «Бобруйского мешка» был отправлен в Вятку, а позднее простил его уже новый император Александр II, и с тех пор князь жил в подмосковной деревне своей жены. 

Нужно отметить, что супружеская верность и самоотверженность княгини Лидии Григорьевны Дадиани (урожд. баронесса Розен (1816(7) – 1866) достойны настоящего восхищения и уважения. Княгиня последовала за своим несчастным мужем в Бобруйск, и здесь у них 14 октября 1838 года родился ребенок, маленький князь Григорий Александрович Дадиани. К сожалению, жизнь младенца была недолгой, и на бобруйском кладбище появилась детская могилка. На памятнике указана дата смерти – 26 ноября 1838 года. 

Как описывает в своем рассказе «Бобруйский мешок» Валентин Пикуль, в то время комендантом Бобруйской крепости был Григорий Бабкин. Как-то в Бобруйск в командировку приехал Виктор Никитин, который служил чиновником тюремного ведомства. После того, как он выпил с комендантом, тот предложил ему посмотреть настоящий ужас. А для полного эффекта запер в «мешке». По словам Никитина, впечатлений ему хватило на всю оставшуюся жизнь.

P.S. Судьба печально известного Александра Дадиани тронула бобруйского художника и дизайнера Дениса Прощенко. Благодаря   возможностям интернета и своему большому желанию познавать историю нашего города Денис нашел потомка княжеского рода. Им оказался  Сергей  Дадиан-Жагат, предводитель дворянства с 2008 года, один из учредителей  Ставропольско-Волжского  Уездного Дворянского Собрания, представитель Постоянного Совета Объединенных Дворянских Обществ России  в городе Тольятти. Профессиональный художник.

 

Любовь Бидюк

Фото Дениса Прощенко

В статье использованы материалы http:lagodekhi.net, ru.armeniasputnik.am

 

На кладбище в Бобруйске обнаружена княжеская могила