Свято-Николо-Софийская церковь располагается в неприметном повороте с Минской на улицу Шмидта в бывшем частном доме. Но у неё — чрезвычайно богатая и важная для Бобруйска история.
Пускай и не очень долгая по сравнению с какими-то старинными церквями. Именно здесь был оплот православной веры в то тяжёлое время, когда все церкви города разрушили или переоборудовали в клубы по интересам, столовые, библиотеки, хозпостройки и склады, а духовная жизнь каралась государством.
Об увлекательной истории и влиянии этого прихода — без преувеличений — на всю современную религиозную жизнь Бобруйска, а также о насыщенной жизни уникальной общины мы поговорили с настоятелем Николо-Софийского храма.
— Когда мы начали разбираться во всех доступных нам исторических сведениях, — рассказывает протоиерей Димитрий Баркарь, — у нас было несколько вариантов даты основания общины. Кто-то говорил, что это начало пятидесятых, кто-то утверждал, что это 1967 год. Но путём дальнейших исследований архивных данных, и, в том числе, личного дела протоиерея Петра Прялкина, кандидата богословия, который и начал церковно-приходскую жизнь на этом месте, мы точно определили, что дата основания общины на улице Шмидта — это середина октября-середина ноября 1964 года.
На фото: Долгожданное освящение Николо-Софийского храма спустя более двадцати лет основания общины
Скорбные события прошлого, из-за которых появился Николо-Софийский приход
Но история необычного храма с «двойным» названием начинается намного раньше — в первой половине ХΙХ века. На Минском кладбище, которое тогда было окраиной Бобруйска.
Здесь была возведена Софийская церковь, которую построил овдовевший инженер-полковник крепости в честь своей жены Софии, похороненной здесь. Благословение на постройку дал митрополит Литовский в 1820 году, а уже в 1829 году храм освятили. Эта церковь закрылась последней во всей восточной Беларуси. Она была открыта вплоть до начала Второй мировой войны, её закрыли только на какое-то непродолжительное время. Известно, что после 1945 года в Бобруйске было три действующих церкви: этот кладбищенский Софийский храм, Никольский кафедральный собор и Свято-Духов храм. Но лояльность к религии длилась недолго.
Никольский собор, согласно архивным бумагам, был «добровольно» отдан прихожанами под городскую обсерваторию. Это произошло в 1963 году, накануне очередной годовщины октябрьской революции. Полгода собор ждал прибытия телескопа, из-за которого и произошла передача помещения государству, но в итоге, как известно, в нём оборудовали бассейн, а на втором этаже расположили борцовский зал. Тем временем духовенство и прихожане Никольского собора вынужденно перешли в кладбищенскую церковь. Так две общины и объединились.
— Спустя буквально год после закрытия собора при загадочных обстоятельствах, как свидетельствовали наши престарелые прихожане, — продолжает рассказ протоиерей Димитрий, — предположительно, после всенощного бдения накануне Казанской иконы Божией Матери, Софийский храм загорелся. Пожарные не спешили его тушить. Деревянная церковь быстро сгорела дотла. Есть масса версий почему так произошло. Мы пока только пытаемся найти достоверную информацию. А за шесть лет до пожара настоятель Софийского храма священник Валентин Морозов купил дом по улице Шмидта. Это было единственное место, куда обе общины могли перебраться.
На фото: дом на улице Шмидта, 30 в советское время
Духовный центр Бобруйска в советское время и чудесная кончина духовника общины
Современный вид Николо-Софийская церковь приобрела не раньше 1985 года.
На фото: современный вид храма
Как мы видели на фото ранее, до конца восьмидесятых это был простой домик. Но церковная жизнь в нём велась очень активно, несмотря на запреты и ограничения. Это происходило благодаря дипломатическим способностям, авторитету и энтузиазму первого настоятеля храма протоиерея Петра Прялкина.
С 1964 и до перестройки это был единственный храм в городе. Половина взрослого поколения Бобруйской епархии прошли через него. Многие жители города были здесь крещены. По словам отца Дмитрия, как минимум раз в месяц кто-то обращается в Николо-Софийский храм с просьбой получить сведения о крещении — своём собственном или своих детей.
На фото: протоиерей Пётр с духовенством и прихожанами храма
— Пять лет назад было достаточно много прихожан, которые ходили ещё в старый кладбищенский храм — им тогда было по 10-12 лет. Они часто рассказывали об отце Петре, который пользовался заслуженным авторитетом у жителей и был городским депутатом. У него было много грамот от «Фонда мира», благодарностей за активное участие в жизни Бобруйска, — вспоминает нынешний отец-настоятель. — В хрущёвскую эпоху была политика частого перенаправления священников с прихода на приход, чтобы не формировалась дружная община. Отец Пётр успел послужить в разных местах. Во время оттепели в эпоху Брежнева уже было меньше перемещений священников, поэтому ему удалось остаться в Бобруйске надолго. Неизвестно, как бы развивалась община без него и продолжала ли бы она своё существование.
Интересно то, что протоиерей Пётр скончался за архиерейской Божественной литургией в Трехсвятительском соборе г. Могилева, на следующий день после Благовещения. Очевидцы утверждали, что это была тихая, мирная, спокойная кончина. Он не дожил чуть больше двух месяцев до шестидесяти лет. В прошлом году ему бы исполнилось девяносто…
На фото: проводы первого духовника общины в вечную жизнь
«Детища» Николо-Софийского храма. Восстановление религиозной жизни Бобруйска после перестройки
Следом за торжествами в честь тысячелетия Крещения Руси, пользуясь своими полномочиями, протоиерей Пётр начал предпринимать попытки под разными предлогами вернуть в Церковь то, что было в её собственности до Хрущёва. Таким образом, он заложил основу движения по восстановлению церковного имущества в Бобруйске. Чаще всего эти помещения отдавались далеко не в том виде, в котором их забирало государство — им требовался капитальный ремонт.
С этих пор и за весь «послеперестроечный» этап своей истории в Николо-Софийской общине всё время происходят какие-то постройки. «Как только Церкви «развязали руки», — продолжает рассказ протоиерей Димитрий, — одной из первых глобальных построек стала часовня поминовения усопших в честь иконы «Всех скорбящих Радосте». Часовня была построена, как негласно считается, вместо утраченного Софийского храма. Поскольку он был расположен прямо в центре кладбища и там сейчас всюду захоронения, часовню построили на перекрёстке Минской и Крылова». Это было своего рода народное строительство: заводы давали бетон, кирпич, а на стройке работали, в основном, женщины, прихожанки Николо-Софийской церкви и другие жительницы Бобруйска. Было много препятствий и сложностей, но часовню всё-таки построили.
На фото: часовня поминовения усопших, относящаяся к Николо-Софийскому храму
После этого строительства община принялась наводить порядок на территории бывшей бобруйской крепости, которая также была в её ведении. У протоиерея Алексия Коноплёва, настоятеля Николо-Софийского храма в 2000-х, была идея открыть там дом милосердия, но в последствии был издан указ об основании женского монастыря.
В 2007 году после капитального ремонта в запущенном здании детского сада был открыт и освящен духовно-просветительский центр для детей на улице Красноармейской. В самом начале его также опекала община Николо-Софийского храма. Сейчас здесь расположен уже полностью самостоятельный Елисаветинский приход и продолжает развиваться православное образование начальных классов на базе государственной гимназии.
На фото: в таком состоянии было здание детского сада на Красноармейской, когда его передали Церкви
Николо-Софийский приход в наше время: образование для всех возрастов, сплочённое сестричество
Сейчас напротив часовни ведётся активное строительство Спасо-Преображенского двухуровневого храма, который станет ещё одним украшением Бобруйска. Нижняя церковь будет освящена в честь святителя Спиридона, а верхняя — в честь Преображения Господня.
На фото: епископ Серафим совершает чин закладки Спасо-Преображенского храма
На фото: строительство Спасо-Преображенского храма
Рядом будет располагаться большое здание духовно-просветительского центра, которое, как и новый храм, вместит в себя намного больше людей и покроет все нужды Свято-Николо-Софийского прихода в помещениях и пространстве. А нужда в расширении есть острая. До пандемии в небольшой церкви на Шмидта едва помещались все прихожане, а воскресная школа для детей и взрослых, школа раннего развития и все праздники располагаются в очень стеснённых условиях.
На фото: Спасо-Преображенский храм и духовно-просветительский комплекс, наши дни
Кстати, школа раннего развития «Зёрнышко» для детей в возрасте от года и лет до четырёх, которая действует при Николо-Софийском храме, — это единственный полноценный проект такого плана не только в Бобруйске, но и во всей Беларуси.
— Мы крестим детей и в следующий раз встречаемся с ними максимум в воскресной школе, — комментирует протоиерей Дмитрий. — В связи с этим и возникла идея создания школы раннего развития.
По словам отца Дмитрия и матушки Илоны Баркарь, несмотря на то, что школа действует при православном храме, в неё приводят своих детей невоцерковлённые родители и даже представители других христианский течений. Кто-то из предвзято настроенных к Церкви мам, приведших своих малышей в школу раннего развития, потом начинают ходить в храм. Кто-то крестит своих детей, если они были не крещены раньше. Кто-то начинает интересоваться православной верой, видя, что здесь нет навязывания религии. А 30-40% выпускников «Зёрнышка» переходят учиться в воскресную школу. На этой базе организовался своего рода «клуб мам», которые принимают участие в организации занятий, дают открытые уроки для детей, общаются между собой, приходят сюда с мужьями и другими родственниками.
— Поскольку Николо-Софийский храм был единственным в своё время, сейчас на каждом приходе города Бобруйска есть человек, который когда-то ходил сюда, — рассказывает настоятель. — Сейчас к нам приходит много людей, которых я не видел в начале своего послушания в качестве настоятеля. Добавилось много молодёжи. При нашем храме действует сестричество, которое мы также обновляем и «омолаживаем». Церковная лавка, кухня, часовня, дежурство в храме, яблоневый сад, небольшой огородик и цветник — всем этим занимается наше сестричество.
На фото: лавка Николо-Софийского храма
— Среди наших прихожан есть чёткое распределение обязанностей. Например, кто-то отвечает именно за эти 2-3 подсвечника, кто-то — за панихидный стол. И так во всём. Каждый занят своим делом. Также у нас есть замечательный хор со своим стабильным «костяком». Наш регент — уже около 25 лет на этом приходе. С августа 2013 года при храме действует паломнический отдел. Сейчас мы ездим, в основном, по Беларуси. Так что жизнь кипит. Приход постоянно открыт. В неделю совершается 3-4 Божественных литургии. Мне очень приятно, что за это время нам очень удалось сплотить прихожан. Если возникают какие-то нужды — собираемся на субботник, за несколько часов наводим порядок. Сплочённость и желание людей добровольно потрудиться — это главная черта нашего прихода.
На фото: задний дворик Свято-Николо-Софийского храма. Хозяйство общины