Кладбища... Они внушают и ужас, и интерес одновременно. Ведь рассказывают не только о смерти, но и о жизни. О культуре, традициях, верованиях тех, кто жил до нас. Еврейское кладбище в Могилеве – не исключение.
Это место в своем роде уникальное. Здесь сохранились надгробия XIX и начала XX веков. Пусть зачастую полуразрушенные, пусть обветшалые, пусть даже изуродованные вандалами или обычными кладбищенскими ворами…
Но те, что каким-то чудом уцелели, представляют огромный интерес для историков и этнографов. Ряд из них изготовлен известными мастерами из Вильнюса, Санкт-Петербурга, Варшавы. Это яркие произведения изобразительного искусства. Надписи же, надгробные эпитафии с хроностихами, акростихами, символические изображения, фигурная резьба – вообще отдельная глава в так называемой кладбищенской эстетике. Ни Минск, ни Гродно, ни даже Бобруйск этим похвастаться не могут. Там, увы, все было уничтожено в послевоенные годы.
О чем расскажут надгробия
– Основано Могилевское еврейское кладбище в начале XIX века, – рассказывает Ида Шендерович, которая когда-то координировала программы местной еврейской общины. – На нем нашли последнее пристанище люди, во многом сформировавшие облик Могилева – строители и меценаты, религиозные и общественные деятели, врачи и ремесленники, предприниматели и купцы. К сожалению, урон, нанесенный этому анклаву городской истории, невосполним, но и по тому, что уцелело, мы можем многое узнать. Рассказывает это кладбище нам не столько о смерти, сколько о жизни… Прежде всего о языках, вере, культуре и традициях наших предков. О том, насколько благополучным и многолюдным было их сообщество, как отразились на его членах исторические события, социальные и религиозные изменения.
Здесь сохранилась аутентичная еврейская история, история города, история его еврейской общины. Здесь мы видим настоящие памятники, не измененные перестройками, реставрациями. Мы видим подлинные имена…
Под покровом прошлого
И действительно, по одним только надписям на надгробиях можно заглянуть под покров прошлого. Скажем, на некоторых памятниках, датированных двадцатыми годами прошлого века, указано, что люди умерли от тифа – значит, в этот период в Могилеве свирепствовала эпидемия страшной болезни. Есть эпитафия, свидетельствующая, что человек учился 40 лет (это, кстати, по словам собеседницы, огромное достоинство для мужчины). Впрочем, ничего удивительного. Среди евреев, которые в начале XIX веке составляли примерно пятьдесят процентов от всего населения города на Днепре, были и малограмотные бедняки, и люди с европейским образованием. Были и те, кто составлял городскую элиту. Так, например, похороненный здесь же Шмарьяху Цукерман – Почетный гражданин, дворянин, купец первой гильдии, банкир, ученый – вместе со своими земляками бывал в Иерусалиме.
Об этом сохранились письменные свидетельства. Можно себе представить, насколько непросто почти два века тому назад было совершить такую поездку. С другой стороны, а почему бы и нет? Деньги у него водились, причем нешуточные. Именно Цукерман в свое время выкупил развалины дворца Богуш-Сестренцевича в центре города, как раз напротив своего дворца, заплатив при этом сумму в два раза большую изначально запрашиваемой. Отстроил там синагогу, которую затем передал еврейской общине города. Он же собрал уникальную библиотеку, стал спонсором строительства больницы, учебных заведений, богаделен, которыми пользовались не только евреи, но и все жители города.
Вдвойне печально, что могила Цукермана сегодня находится не в самом прекрасном состоянии (любопытно, что за одной оградой с купцом похоронен его зять, сын известного немецкого раввина – это, согласитесь, большая редкость). Пару лет назад резной мраморный памятник упал и раскололся, а все потому, что кто-то стащил металлическую конструкцию, находящуюся за ним. Представители еврейской общины восстановили уникальное надгробие.
Разрушались надгробия, уничтожались могилы
– В Могилеве незыблемая традиция хоронить иудеев на отдельном кладбище сохранялась до конца 70-х годов прошлого века, – продолжает рассказ Ида Шендерович. – Здесь, помимо прочего, сыграл роль субъективный фактор – кладбище продолжительное время охранял еврей. Однако насаждаемая компартией атеистическая идеология и дефицит мест для захоронения в городе привели к тому, что еврейское кладбище было объявлено общественным. Здесь начали хоронить горожан, независимо от их вероисповедания. Ради возможности захоронить своих родственников в престижном месте разрушались старые надгробия, уничтожались могилы. Прежде всего те, за которыми не ухаживали, то есть наиболее древние.
А кому было ухаживать? Не секрет, что в период нацистской оккупации в Могилеве и окрестностях было уничтожено от 10 до 12 тысяч евреев – в том числе потомки тех, кто здесь похоронен. А затем началась эмиграция. Откровенно говоря, кладбище больше не охраняли ни закон, ни традиции, ни религия. Так его старинная часть пришла в запустение.
Подумать о смысле жизни, быстротечности времени…
Могилевская еврейская община уже в наше время потиху-помалу начала проводить восстановительные работы – привлекались волонтеры, устранялась лишняя растительность, заново устанавливались поваленные памятники. Нашлись и спонсоры. Скажем, новые металлические ворота со звездой Давида и бетонный забор у входа на кладбище появились благодаря потомку могилевчан, когда-то эмигрировавших в США. Он нашел здесь могилу своего прадеда и, будучи человеком религиозным, захотел, чтобы это место было благоустроено. Памятник, под которым покоятся останки неизвестных людей (было собрано пять мешков костей – их вышвырнули из могил те, кто хоронил своих родственников на местах старинных еврейских захоронений в 70-90-е годы, и останки так и валялись под деревьями, кустами, на дорожках) – снова результат труда волонтеров и филантропов. Участники еврейской общины подняли и отремонтировали уже более 60 сброшенных или упавших с постаментов надгробий, шатер над безымянным парным захоронением с изящной резьбой по белоснежному уральскому мрамору, восстановили участок старинной мощеной дороги. Но до окончания реставрации еще ох как далеко! Поиск средств и работы будут продолжены.
Серьезный труд был проделан и по каталогизации еврейского кладбища. Уже несколько лет как составлен список старинных могил, дан перевод на русский язык личных данных похороненных. Информация с фотографиями каждой мацевы (надгробия) есть на сайте «История могилевского еврейства». Исторический участок кладбища получил статус «Историко-мемориального места захоронения».
К сожалению, это красивое обозначение не налагает ответственности за охрану и содержание объекта. Еврейская община надеется, что отремонтированный некрополь станет городским культурным памятником и будет передан под опеку государства. Возможно, именно сюда будут приезжать на экскурсии туристы со всего мира, чтобы подумать о смысле жизни, быстротечности времени так же, как, например, приезжают они на Еврейское кладбище в Праге.
Ольга МАКСИМОВА. Фото автора