О монастырской жизни большинство людей знает совсем немного. Что-то удается почерпнуть из кинофильмов и книг, но все же этого недостаточно для того, чтобы в полной мере оценить монашеский подвиг. Чтобы самой прикоснуться к этим тайнам, я на один день отправляюсь в женский монастырь Святых жен-мироносиц.

В девятом часу утра на улице Карбышева, на которой расположен в Бобруйске монастырь, тихо и пустынно. Я слышу только свои шаги и пение птиц где-то вдали. Такой путь — хорошее время для раздумий. А подумать есть о чем! Вот-вот я окунусь в совершенно другой мир, и понять его будет не просто.

На территории монастыря семь зданий, в которых разместились храм, кельи, трапезная, швейная мастерская, склады, гаражи — все, что нужно для монашеской жизни. В жилом корпусе свежий ремонт, ковры на полу, новая мебель… Как в большой дружной семье, монахини во главе с настоятельницей матушкой Раисой трапезничают за большим столом. Меня приглашают присоединиться. Среди кушаний запеченная рыба, отварной картофель, овощной салат, манная каша, булочки… Все собственного приготовления, свежее и вкусное. Настоятельница звонит в колокольчик — трапеза окончена. Значит, можно приступать к послушаниям (уборка, приготовление пищи, работа на огороде). Каждое послушание благословляет настоятельница, как и любые другие действия монахинь: поход ли в город, встреча ли с родственниками… После послушания будет чтение псалтыри, потом обед. Обывателю может показаться, что монастырская жизнь — это череда молитв и послушаний, прерывающихся на прием пищи и сон. Но не все так.

Перед послушанием мне предложили переодеться в келье. …Что вы представляете себе при слове «келья»? Лично мне это слово навеяло ассоциации с тем, что я прежде видела в кинофильмах. Когда одна из монахинь провожала меня в келью, даже начала немного волноваться. В мыслях представляла себе темную, холодную комнату без элементарных удобств. Но когда распахнулась дверь, ахнула. Я оказалась в небольшой, но очень уютной комнате. Высокие белые потолки, теплые стены цвета солнца, окно ПВХ, открывающее вид на яркие ухоженные клумбы. Кушетка, шкаф, письменный стол — все почти как в обычной современной спальне, только тут, конечно, много икон и церковных книг.

Одеяние — черное платье и косынку — монахини пошили специально для меня. Даже сделали вышивку! С непривычки ходить, а в последствии работать в таком длинном и широком платье довольно неудобно, но еще более непривычно в первый раз примерять косынку, в которой черная ткань оставляет открытым только овал лица. Случайно скользнув взглядом по собственному отражению в зеркале, удивляюсь: «Кто это? Неужели я?»

В той келье, которую мне любезно предоставили, нет постоянной насельницы, она для монастыря вроде «гостевой». Но по некоторым мелочам можно представить тех, кто прежде побывал здесь. Закладка, забытая в книге «Жития святых»… Засушенные розы, оставленные возле одной из икон… На одной из полок пузырек с церковным ароматическим маслом… Кажется, стоит затаить дыхание, и услышишь шепот молитвы… Но пока слышу только виртуозные трели Лимончика. Это еще один обитатель монастыря — ярко-желтая, звонкая канарейка, которая не дает монахиням проспать утренние молитвы не хуже будильника.

— Мы встаем рано, с шести часов утра до завтрака читаем монашеское правило. Поэтому ранние песни нашего Лимончика очень кстати, — рассказывает мне одна из насельниц монастыря Ксения.

Ксении семнадцать лет. Она не монахиня — трудница. В монастыре Святых жен-мироносиц Ксения полтора года, до этого недолго жила в одном из женских монастырей Минской области. Это очаровательная девушка с открытым и светлым взглядом, который освещается искренней улыбкой каждый раз, когда к ней обращаешься. Общаясь с Ксенией, сама заряжаюсь теплом и любовью, которыми она словно светится. Но несмотря на всю мягкость и нежность юной души, эта девушка обладает стойким характером. Твердость не бросается в глаза, но чувствуется в мелочах. В непоколебимой вере. В ясном понимании личных границ и рамок. Это особенно проявляется, когда Ксения говорит о самом важном выборе в жизни — уходе в монастырь.

— Родители были категорически против. Приходилось выдерживать скандалы, слезы, убеждения… Но я все равно ушла. Хотела этого с одиннадцати лет. Каждый человек выбирает свой путь сам. Я выбрала и не сомневаюсь. Теперь очень надеюсь, что когда-нибудь приму постриг.

О том, что именно привело ее в эти стены, Ксения рассказывает только в общих чертах. Но о конкретике я и не прошу. Это, как и многое другое в монастырской жизни, слишком личное, слишком тонкое…

— Были причины, — потупила взгляд Ксения. — Ты, например, почему-то выбрала журналистику. Почему? Искала ли ты то, что ближе твоей душе? Я тоже искала. Нашла.

За этим разговором проходит наше послушание: чистка подсвечников в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Делается это специальным раствором с помощью кисточек и, пожалуй, с такой же аккуратностью, как у художника: блестящее покрытие подсвечника очень тонкое и его легко повредить. Уже заканчивая и заворачивая кисточки в газету, Ксения случайно остановилась взглядом на статье про одного путешественника. Стала было читать, но потом поспешно отбросила газету в сторону — мирское. Она же готовит себя только для Бога. Мечтает стать невестой Христовой. И радость этого желания перевешивает для нее все. …Хочет ли эта девушка увидеть мир? Влюбиться? Воспитывать ребенка? Если эти мысли когда-то и закрадываются к ней в голову, то она никому не рассказывает о них. Только Господу. Это и есть борьба с искушениями мирской жизни.

Все ли, кто ищет в этих стенах умиротворение и покой, понимают в полной мере, насколько эта борьба сложна? Чтобы каждый ответил для себя на этот вопрос, ему дается время подумать. Сперва женщину принимают в монастырь просто как трудницу. Она свыкается с новым укладом жизни, привыкает к порядкам, правилам. Далее может стать послушницей. Еще через какое-то время — инокиней. И только потом — монахиней.

Но и после пройденного пути, бывает, кто-то вдруг решает повернуть обратно. Как рассказала матушка Раиса, не все могут нести монашеский подвиг. Так было, например, с тремя монахинями, которые пару месяцев назад покинули эти стены, нарушив обет. Становясь монахом, по словам матушки, человек должен отсечь свою волю, в основу монашеской жизни положить смирение, послушание, терпение, нестяжание… Жить по монашеским обетам гораздо труднее, чем можно себе представить. Обывателю часто кажется, что уход в монастырь — это способ решения каких-то жизненных коллизий. Бывает, люди бегут сюда от проблем, от себя… Но вскоре уединение, которого они искали, начинает давить и угнетать: если душа оставалась не готовой, если склонности к монашеству не было. Хотя до этого человек мог долго ходить в храм, нести там послушание не один десяток лет. Поэтому истинное решение принять постриг — не только взвешенное и обдуманное. Оно от сердца. И это не способ, а особая необходимость отгородиться от суетного грешного мира, раствориться в любви к Господу, в вере, в молитвах…

Между прочим, неподготовленному человеку молиться «по-монастырски» непросто. Молитвы более длительные, без сокращений. Я находилась в монастыре в субботу, в этот день монахини в храме проводят три часа утром, три часа днем и три — вечером. В воскресенье молитвы в монастыре длятся с шести утра до самого обеда, с одним получасовым перерывом.

Пожалуй, каждый, оказавшийся на моем месте, задумался бы: от чего бы он сам смог или не смог отречься… Для меня, двадцатилетней, осталось загадкой, какой силой духа нужно обладать, чтобы суметь отказаться от общения с родными и близкими. Насколько необъятной должна быть любовь к Господу! Признаюсь, отношение к монашеству после этого дня у меня изменилось. В наше время немного людей, способных столь преданно и беззаветно придерживаться выбранного пути, даже если этот путь тернист и не совпадает с выбором большинства.

…Шум машин, громкие голоса, смех — бурлящая жизнь окружила меня на улице Минской, когда я отошла от монастырских зданий. Окружила и резала слух. После умиротворенного спокойствия и разговоров почти шепотом обычная городская обстановка кажется слишком суетной. Зато полной простых мирских радостей: например, общения с близкими. Мама, все, я еду. Помолись за меня и встречай.

 

Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото Андрея ЖУРАВЛЕВА

ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ:

Журналист меняет профессию: Контролер на один день

Репортаж из коровника, или Один день из жизни доярки

Журналист меняет профессию: Жизнь на колесах

Журналист меняет профессию: Тайны монастырских стен

Журналист меняет профессию: репортаж с улицы Крылова

Журналист меняет профессию, или Как найти отпечатки пальцев?

Журналист меняет профессию, или Сам себе трубочист

Журналист меняет профессию, или как я была пожарным

Журналист меняет профессию, или Как выковать свое счастье?

null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста войдите, либо зарегистрируйтесь.

Комментарии  

может быть
0 # может быть 14.08.2012 01:07
Лови любовь дыханьем звёзд , а ты танцуй на перекрёстке дождей по радуге луж по лезвию гроз.
Сообщить модератору
православный атеист (с)
+1 # православный атеист (с) 13.08.2012 22:46
А.Т. - / а что на ваш взгляд является в человеке определяющим, чтобы вы его могли смело про него сказать: "это, мол, НЕ живой труп"? /

Очень многое. Родина, деды и прадеды, родители, братья и сестры, собственная семья, дети, внуки, построенный дом, дерево, выращенное возле дома, памятник на кладбище, память в потомках... Жизнь.
Сообщить модератору
А.Т.
0 # А.Т. 13.08.2012 12:28
Спасибо всем за то, что читаете, за отзывы! Мне приятно очень, правда)
православный атеист, А.КАЗУСЁНОК, а что на ваш взгляд является в человеке определяющим, чтобы вы его могли смело про него сказать: "это, мол, НЕ живой труп"?
Сообщить модератору
А.КАЗУСЁНОК
0 # А.КАЗУСЁНОК 11.08.2012 16:06
КУРАЕВ ХОРОШО СКАЗАЛ.ОБРАЗНО И ТОНКО.У НАС ЕСТЬ ПРАВО СЛАВИТЬ ГОСПОДА.КОНЕЧНО МОНАХИ И ЕСТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ТРУПЫ.ТОЛЬКО БОГ.А ЗА ЛЮДЕЙ МОЛЯТСЯ .ЖИВОЙ УКОР МНЕ ЗА МОЁ БЕЗЗАКОНИЕ.И НУЖНО СПРАВИТЬСЯ СО СВОЕЙ НЕНАВЕСТЬЮ.СПАСИБО "ПАРЕНЬ С ТАКИМ ВЕСЁЛЫМ ПСЕВДОНИМОМ" ЗА ЦИТАТУ.ПРАВДА ,СПАСИБО.АНАСТАСИЯ ,СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ.
Сообщить модератору
православный атеист (с)
+1 # православный атеист (с) 11.08.2012 06:38
Евгений, за "этого парня с таким веселым псевдонимом" они и так молятся.
Сообщить модератору
Евгений Агафонов
0 # Евгений Агафонов 10.08.2012 18:13
Анастасия ,добрый день.Спасибо.И помолитесь за этого парня,с таким весёлым псевдонимом.
Сообщить модератору
Юрий Михолап.
-1 # Юрий Михолап. 10.08.2012 17:25
Спасибо ,что они есть и молятся за нас.Настя спасибо и вам.Вы ведь тоже молились .
Сообщить модератору
православный атеист (с)
+1 # православный атеист (с) 10.08.2012 04:43
"...Если бы епископом был я, и пришел бы ко мне юноша пылкий со взором горящим, и попросил о постриге — что бы я сказал вот этому юному, начинающему?

А я бы сказал, так: ну смотри, я готов тебя постричь в монахи, но условия такие: ты будешь живым трупом, у тебя не будет никаких человеческих прав, политических тем паче, у тебя никогда не будет своей квартиры, ты никогда не будешь выбирать, что ты будешь кушать, я буду об тебя вытирать ноги, и ты не будешь иметь право пикнуть и сказать, что ты не согласен. В любую минуту я могу выгнать тебя на улицу, ничего не дав и не поблагодарив. И ты помрешь с голоду на вокзале. Но имей в виду, даже если я перестану тебя считать монахом, даже в этой ситуации ты сам перестать себя считать монахом не можешь. Потому что обет ты давал не мне, а Богу.

И вот, если ты готов быть таким живым мертвецом, - то возьми ножницы и подай мне их.

Монах – это социальный труп, у которого не может быть никаких социальных привязанностей. Для него не может быть своих, чужих, врагов, друзей. Об этом говорит классика монашеской литературы. Ну понятно, что столь высокую планку очень мало кто ставит и мало кто держит. Честно говоря, если вот этот монах, вот этот юноша согласится, я сам его возненавижу, потому что он тогда станет живым укором мне..."

(А.Кураев, протодиакон Русской православной Церкви; профессор Московской духовной академии)
Сообщить модератору
Михей
0 # Михей 09.08.2012 19:01
Даа, не для многих светских монастырский выбор-борьба-постриг.
И понять этот подвиг не просто,даже проникнувшись темой. Спасибо!
Сообщить модератору
дмитрий петрович
0 # дмитрий петрович 09.08.2012 03:05
Спасибо за интересное.Помолитесь за Федю...
Сообщить модератору
Вероника
0 # Вероника 08.08.2012 19:20
насть,молодец!!)очень интересная статья,такое ощущение,что я сама там только что побывала)
Сообщить модератору

Лента комментариев

Варианты оплаты за услуги