Бобруйский живописец Владимир Рубцов оставил после себя около сотни полотен. Здесь представлены цифровые репродукции некоторых картин Владимира Рубцова. Подлинниками владеет супруга художника Людмила Васильевна Рубцова.
В апреле на нашем сайте появятся фотокопии всех работ автора, отобранных в экспозицию, которая открылась 3 марта и в течение месяца будет представлена в выставочном зале Бобруйского художественного музея имени Георгия Поплавского.
Художник Анатолий КОНЦУБ:
Картины Рубцова - это сложная, трудная, но мощная и интересная живопись. Напор формы, полыхание цвета, сюжетные галлюцинации, настойчивые реминисценции объединены стилистической безупречностью и искренностью мысли. Предметы и люди, птицы и рыбы, мифология и литература, история искусства и личная жизнь художника слиты в напряженной естественности. Рубцовская гигантомания - следствие значительности замысла и сложности пластических исканий. Это тяжелый, длительный и загадочный труд. Но в этом суть и совесть художника Владимира Рубцова, и без этого не понять его живописи. Живописи для думающих, неравнодушных, умеющих смотреть вглубь и далеко. Живописи для дальнозорких.
Художник, методист Бобруйского художественного музея имени Георгия Поплавского Алла АЛЬФЕРОВИЧ-МАЛЬЦЕВА:
Владимир Рубцов, художник дерзкий и темпераментный. В Беларуси и за её пределами Владимира Рубцова знают как художника, у которого своя манера письма и свой стиль. Он говорил: «Моя живопись воспринимается с расстояния. Это даёт возможность увидеть работу целиком. Вблизи видны лишь жирный мазок, цветовое пятно. Моя живопись для дальнозорких, она предусматривает вдумчивое восприятие. В моих работах нет случайных предметов и персонажей. Помещенные на холсте, они обязательно несут смысловую нагрузку».
Глубоко насыщенный, предельно контрастный цвет, жесткая ломаная линия, до неузнаваемости преображенные предметы, «небрежно» рисованные человеческие фигуры, свободное обращение с композицией холста, парадоксальное сочетание персонажей, - неудивительно, что такая сверхактивность картины часто вызывает недоумение, раздражает. Напрасно!
«Одно из достоинств холста - не скрывать процесса работы, - рассказывал Владимир Рубцов. - Мастихином пригладишь краску рядом со следом кисти, - какая прелесть! Жадность к цвету не позволяет разбеливать его, снимать предыдущие слои. Не ослабляю, а нагнетаю цвет. Почему пишу на больших холстах? На малых не помещаюсь. Большой холст позволяет полнее самовыразиться».
А, собственно, почему «надо» писать только «сладкие» пейзажи и натюрморты, принимаемые большинством? Художник воспринимает мир иначе, чем фотокамера. В его власти преобразовывать реальность и показывать зрителю реальность иную, где точка зрения автора отличается от традиционной, в том числе на привычные вещи. Натюрморт Рубцова - это отдельная большая тема для философских размышлений: «Всю жизнь пишу невзрачные предметы. Но, также, и изящные: скрипка, виолончель… Рисую по частям, чтобы неправильнее нарисовать, искажаю формы для большей выразительности, «оживляю» их. Предметы поставлены для того, чтобы написать натюрморт, а не сами предметы. Каждый из них живёт своей особенной жизнью, неся скрытый смысл. Любой художник создаёт свои изобразительные законы. Зритель должен принять его правила игры. Иначе, смотреть работу не имеет смысла».
Огромное влияние на творчество Рубцова оказала поэзия серебряного века, стихи А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной. Ф.Достоевский, Бодлер, Кафка, Акутагава, Борхес, Г.Маркес, Э.Роттердамский… Очень часто на холстах является Диоген. Из художников - Босх, Шагал… Чаще других Пикассо и Дали. «Они как домовые прожили эти годы у меня…», - признавался Рубцов. У Пикассо, Дали и многих других «избранных» художник учился выразительности.
Чего стоит художнику написать холст! С одной стороны, бесконечное удовольствие от процесса творения «в пылании всего нутра», поглощающего тебя целиком. Каждая новая картина - это новая микровселенная. «Но всегда наступает момент стопора, - объяснял Рубцов. - К концу работы оказывается, что значительно уклонился от первоначального замысла. Предельно устал. Но оставить незаконченным холст нельзя. Стараешься уточнить акценты. Всё! Другим это полотно быть не может. И постоянное при этом сомнение: «А есть ли в этой картине хоть что-нибудь ценное?..»
Современный зритель, воспитанный на передвижниках и соцреализме, в большинстве своём, привык воспринимать искусство, «чтобы было, как в жизни». Живопись Владимира Рубцова своей манерой стилизации, глубинной трансформацией предметов, значительно выделяется среди работ других художников яркой индивидуальностью и неординарностью видения мира, уводит нас за пределы обычности и посредственности. «На все претензии к моей живописи - ответ: мне стоит этим заниматься!» - слова Владимира Рубцова.
НАША СПРАВКА:
Владимир Рубцов родился в 1936 году в деревне Марьино Гомельской области. В 1959 поступил в Минское художественное училище. Окончил учебу с красным дипломом. В 1963 приехал в Бобруйск. Работал преподавателем в школе, художником-исполнителем в театре, художником-оформителем на заводе. С 1968 - в Бобруйских художественно-творческих мастерских. В 1990г. принят в Союз художников СССР. Участник городских, областных, республиканских и зарубежных выставок. В 1986, 1996, 2006 - персональные выставки в Бобруйске, Минске, Могилеве. Работы находятся в Могилёвском областном художественном музее имени Павла Масленикова и в частных собраниях зарубежом: в России, Франции, Австрии, Израиле, США.
Репродукции
«Реликвии». Холст. Масло. 2001-2002.
«Туча. Четыре всадника». Холст. Масло. 1997.
«Автобиографический триптих». «Моя родословная. Становление» (левая часть). «Моя Голгофа» (центральная часть). «Прогулка» (правая часть). Холст. Масло. 1975 - 1985.