null

К международному фестивалю национальной драматургии в Могилевском областном театре драмы и комедии поставили спектакль «Утраченный лебедь». Третьего декабря он впервые показан зрителю. Постановка для Бобруйской сцены получилась непривычная: минимум декорации, мало слов, информации – много.

За полтора часа нам попробовали показать и объяснить жизнь и творчество одного из самых значимых поэтов нашей земли — Максима Богдановича. Спектакль посвящен классику белорусской литературы, 120-летие со дня рождения которого отмечает в этом году Беларусь.

В театре выбрали пьесу отечественного драматурга Юрия Сохаря, основанную на дневниках Богдановича. В качестве режиссера лирико-драматической повести для театра (таков жанр постановки) пригласили Виталия Барковского, известного и в СНГ, и в Европе.

Действие происходит в Ялте. Музыкально почувствовать историю белорусского гения попробовал Александр Косинский, композитор спектакля.

Зрители на премьере рукоплескали, как всегда. А вот режиссер, кажется, не особенно надеялся на теплый зрительский прием своей работы: «Этот спектакль — рискованная вещь для города, достаточно непосвященного, может быть, в какие-то вещи. Когда в Бобруйске на симфонию не было билетов? Но здесь не симфония. Здесь, конечно, мы хитрим».

Богданович еще юношей активно вошел в литературную тусовку. Барковский считает его одним из трех наших пророков. Коласа он ставит на первое место. Есть еще Купала. Но Богданович — не третий. Он в этой компании. Только те двое прожили дольше, а Богданович ушел молодым, не успокоившимся, интересующимся всем, что приносит радость, дает надежду, вдохновляет. «Не оттого же мы имеем в день пять женщин, что нам это нужно. Это молодость», — глубоко вздыхает режиссер, то ли ностальгически, то ли пребывая «в образе» главного героя, то ли в шутку.

Так о чем спектакль? «О том, что талантливый человек откровенен, открыт для встречи с жизнью. А жизнь жестока, — резюмирует Барковский. — Стихия человеческого эгоизма и стихия неприятия другого — тоже стихии. А если против тебя целая стая? Заклюют! Белая ворона — страшное дело. Гении меняют оценку толпой некоторых процессов и явлений, которые происходят в их время. Они лет на сто опережают современников. За что и страдают — у творца, если его не слышат, портится характер».

Так получилось, что у спектакля аж три художника. Начал создавать декорацию бывший главный художник театра Валерий Новаковский, но он уехал на идентичную должность в Россию. После «эстафету» подхватил Петр Анащенко, с которым Барковский долгое время работал на театральной сцене Витебска: «Я приехал спектакль дорабатывать. Костюмы делала ваша художница Наталья Фатеева. Мне нужно было решить сценографию таким образом, чтобы получился и образ спектакля, и образ Богдановича. Сцена — это маленький космос. Можно расставить в этом пространстве любые предметы, диванчики, стульчики и считать, что это сценография, но часто это лишь предметы».

Главная роль у Евгения Ракицкого. «Он талантливый! Но у нас не было возможности подробно поработать. У меня не было времени. И потом, обстоятельства, в которые всегда попадаешь в провинциальном театре, — что-то не сделано, не доделано, чего-то нет», — говорит Барковский.

«Режиссер просит меня поорать, взять высокую ноту, — рассказывает осипший и очень уставший накануне премьеры Евгений. — Я говорю, что не могу. А он страшно удивляется: «Почему?!» Не могу, говорю, у меня голос сел! Он: «А, ну извини тогда». Виталий Михайлович работает быстро. Он делает прекрасные пластические штуки, от текста старается отказаться, заменяет слова действием. От пьесы осталось процентов десять. Все те личности, которые ко мне приходят — Чехов, родители, девушки — это мои воспоминания вперемешку с фантазиями. Богданович не встречался с Чеховым. Это его галлюцинация, разговор с самим собой, осознание того, что он выброшен, что его отправили из Вильни умирать. Богданович умер в 26 лет, ближе к 27. Мне сейчас 27, ближе к 28. Ялта зимой — это пальмы в снегу, холод, слякоть. Для больного чахоткой человека — ужас просто!»

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Александра ЧУГУЕВА

null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null