Ближайший Новый год обещает стать «праздником со слезами на глазах» для предпринимателей, торгующих товарами легкой промышленности. На основании Указа главы государства за номером 222 вся продукция, подпадающая под данную категорию, должна иметь сертификаты соответствия нормам техрегламента стран Таможенного союза. Де-юре данный документ действует еще с 1 июля прошлого года. За это время предпринимателям несколько раз давали отсрочку и позволяли распродать остатки несертифицированного товара. С каждой такой отсрочкой малый бизнес надеялся, что власти пойдут навстречу и в очередной раз продлят режим относительного благоприятствования. Но сейчас стало окончательно ясно: продлевать не будут. С 1 января следующего года придется работать по новым правилам. Окончательно и бесповоротно.

Отечественный малый бизнес за свою историю переживал немало нововведений. Налоги, пошлины, сертификаты, кассовые аппараты… Состязание «кто кого?» длится уже второй десяток лет. «Победитель» пока не определен. На очереди решающий раунд. С «проигравшими» все ясно уже сейчас: раскошелиться придется покупателю…

Предприниматели, торгующие на центральном рынке города, к такому раскладу давно готовы. Каждый — по-своему. Одни заблаговременно запаслись необходимыми документами, другие наметили новые способы заработка. Татьяна Гуторова в числе первых.

Несертифицированные вещи если и остались, то в очень небольшом количестве. Почти все распродано. Новые товары мы закупаем уже у фирм-посредников, а не у производителя, как это было раньше. О поставках договариваемся заранее, через интернет. Потом в автобус — и в Москву или Подмосковье. Эти же фирмы нам предоставляют и все необходимые документы.

С этими словами моя собеседница достает скромную пачку распечатанных на принтере бумаг. Честно, никогда не думал, что именно так выглядят искомые сертификаты. Без голограмм и водяных знаков. Вопрос о «действительности» документов родился как-то сам собой.

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

Пока с такой проблемой мы не сталкивались, — говорит Татьяна. — Поставщики уверяют, что все законно. Да и проверки, которые тут уже были, особых вопросов не вызвали.

Таким образом в цепочке «продавец — покупатель» появляется еще одно звено — фирма-посредник. А значит, и товар на прилавке должен стать хоть немного, но дороже. В теории. В реальности же, уверяет Татьяна, это никак не отразилось на конечной стоимости. Цены, говорит она, «оставила такими, как были год назад». Повышать — значит окончательно отпугнуть покупателя. И так спрос упал почти вдвое. Пока выручают постоянные клиенты, те, кто приходит на рынок к конкретному продавцу.

К предпринимателю Людмиле Верес инспекторы и контролеры придут к одной из первых. Специфика товара обязывает: детские вещи. Брюки, куртки, майки и рубашки ждут своих звонкоголосых обладателей. Почти половина продукции с 1 января станет «вне закона».

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

Очень много осталось сезонной одежды. Есть и весенне-осенние вещи, и летние. Куда мне их девать — я не знаю.

Товары, ввезенные по новым правилам, у Людмилы, конечно, тоже имеются, но, как и в случае с нашей первой собеседницей, «законность» сертификатов вызывает если не сомнение, то легкое недоумение. Нам-то обещали, что ныне и присно каждую модель будет сопровождать чуть ли не именной документ, своего рода паспорт качества, а тут одна бумага на целую партию вещей. Разного цвета, фасона, дизайна.

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

Полным фиаско закончилась попытка предпринимателя Татьяны Кацнельсон поддержать отечественного производителя и купить партию охотничье-рыболовного обмундирования для последующей реализации на рынке.

Дело было в феврале. За это время продала только две единицы белорусского. Мало того, что оно дорогое по закупке, так еще и дизайн устаревший. Зато с документами! Но на рынок-то люди идут в основном за дешевизной, дорогие вещи мало кому нужны.

С тех пор, говорит моя собеседница, никаких новых поставок не было. Продается то, что было привезено раньше. В том числе и из России. Оно, к слову, не в пример «дешевше» белорусского.

Доработаем до конца декабря, а там не знаю. Идти на завод? Кому мы нужны на пятом десятке?

Светлана, так представилась наша последняя собеседница, тоже не питает особых иллюзий по поводу ближайших перспектив.

Необходимые документы на руках у меня есть, но опять же: кто поручится, что завтра они вмиг не станут «филькиной грамотой»?.. Привезла из России сто курток, вот пытаюсь продать. Готова даже объединяться с другими предпринимателями, чтобы отдавать те или иные образцы на анализ, но… Никто ничего не знает. Даже как должен выглядеть белорусский сертификат — и то загадка. Одно знаю точно — в январе здесь вряд ли кто будет.

Начальник отдела сертификации и оказания платных услуг Бобруйского центра стандартизации, метрологии и сертификации Екатерина Анатольевна Науменко не согласна с утверждением про «сертификат в глаза не видели».

Мы много раз выходили на рынок и знакомили предпринимателей с новыми условиями работы. В том числе и показывали образцы всей необходимой документации. Что касается опасений ваших собеседников по поводу возможной недействительности деклараций Таможенного союза — а именно так именуются документы, которыми сейчас располагает большинство ИП, торгующих на рынке, — то их подлинность можно проверить на сайте Госстандарта РБ. Действительно, декларации выдаются, как правило, на товары одного производителя. Если, скажем, человек торгует платье-блузочными изделиями, то допускается использование одной декларации на всю линейку товаров. Но при условии, если они произведены в одном месте. На постельные принадлежности нужен уже другой документ.

Дмитрий СУСЛОВ

Фото Виктора ШЕЙКИНА

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками

2016-й год Бобруйск может встретить с пустыми рынками