nullВот уже 15 лет как экономика республики живет и работает по рыночным законам. Фирмы, биржи, кооперативы уступили место крупным предприятиям различных форм собственности. Вместе с экономикой развивается и совершенствуется и законодательная база. О некоторых ее особенностях рассказывает начальник отдела по внешнеэкономическим связям, развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Бобруйского горисполкома М. В. Субботкин

– 2 августа минувшего года был подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью». В соответствии с ним был разработан и новый примерный устав хозяйствующих обществ. На его основании теперь и должны формировать свои уставы следующие субъекты хозяйствования: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО. Таких обществ в Бобруйске около трехсот. Порядка 55 процентов обществ заняты в сфере торговли, 17 процентов — в производстве, 12 — в строительстве. На сегодня только 60 из них выполнили требования законодательства. Пятая часть. Остальным грозит ликвидация. Если до 2 августа этого года хозяйствующие общества не приведут свои уставы в правовой порядок, закон дает государству полное право прекратить их работу.

– Почему, на ваш взгляд, предприниматели не спешат с переоформлением уставов?

– Причиной тому, по моему мнению, наша давняя привычка все откладывать «на потом». С момента публикации закона прошло четыре с половиной месяца. Ничто не мешало предпринимателям прийти к нам и переоформить свои уставы. Теперь же времени почти не осталось. За два месяца мы просто физически не успеем проверить и обработать такое количество документации. В итоге будут жалобы и обвинения в нашей нерасторопности. Хотя нерасторопными в этой ситуации выглядим как раз не мы.

– Срок до 2 августа — окончательный или все-таки он будет продлен? Да и для чего вообще необходима эта процедура?

– Пока о продлении речь не идет. Кто хотел переоформить свои уставы, тот это сделал. Ликвидированным предприятиям придется заново регистрироваться, получать лицензии и другие необходимые документы. Волокита в этом случае несравнима с процедурой переоформления устава: все, что надо для последней — обратиться в 502-й кабинет горисполкома (телефоны 58-61-02, 58-66-67). Дело в том, что сам закон был принят еще в 1992-м году. С тех пор в него вносились изменения. И не раз. Ведь экономика развивается, бизнес совершенствуется. Причем процессы эти идут гораздо быстрее, чем предполагалось. И для них необходима соответствующая законодательная база. Как раз для того, чтобы максимально оптимизировать работу субъектов хозяйствования. Проще говоря, все это делается для блага предпринимателей.

– Максим Владимирович, пожалуй, самым актуальным вопросом для многих индивидуальных предпринимателей является предстоящая перерегистрация в статус юридического лица. Сколько из них уже прошли эту процедуру?

– Цифры будем называть, как только закончится перерегистрация. Сейчас республиканскими органами управления готовится постановление, которое сделает гораздо проще саму процедуру получения статуса юридического лица. Все лицензии и разрешения, ранее полученные предпринимателями, останутся в законной силе и впредь. Если, конечно, они не захотят заняться каким-либо новым видом деятельности, требующей лицензирования. В ближайшее время это постановление будет подписано. Опять же — хотел бы попросить всех предпринимателей не откладывать на конец года процедуру переоформления. Ведь, в отличие от хозяйствующих обществ, количество предпринимателей в Бобруйске измеряется тысячами. Если уж быть совсем точным, то на сегодня их порядка пяти с половиной тысяч.

– Да, но в бизнес-среде ходят упорные слухи о возможной отмене постановлений и распоряжений, направленных на реструктуризацию ИП...

– Никакого отката назад не будет. Это позиция правительства Республики Беларусь. Индивидуальный предприниматель как форма хозяйствования в будущем должна олицетворять собой лишь семейный бизнес. То есть начальную стадию хозяйствования, когда в качестве работников привлекаются родственники. Причем только близкие.

– Хорошо, а не повлечет ли подобная семейственность за собой черный нал, устное оформление на работу и прочие атрибуты дикого рынка?

– Знаете, когда началась кампания по переводу всех торговых объектов на использование кассовых аппаратов, мы тоже опасались столкнуться с подобными проявлениями. Но именно применение этих аппаратов позволило резко сократить объем того же черного нала. Вся выручка теперь инкассируется через банк. Кроме того, у предпринимателей есть возможность покупки товаров по безналичному расчету. Да и никто не запрещает снимать деньги посредством пластиковых карточек. Это лишь один из примеров. И далеко не единственный. Путь к цивилизованному рынку, конечно, тернист, но дорогу осилит идущий.

Дмитрий СУСЛОВ