undefinedБытует мнение, что молодежь ХХI века далека от событий 65-летней давности, мало интересуется литературой и фильмами о войне. О том, что нынешние ветераны и те, кто не дожил до Победы, шли на смерть, понимая, что Родина у них одна, что война — не страница из учебника, а жестокая реальность, о взаимосвязи прошлого и настоящего напомнила проходившая на минувшей неделе киноакция «Этот день мы приближали, как могли». В кинотеатрах города прошли встречи с заслуженной артисткой Беларуси Любовью Румянцевой, исполнительным директором кинофестиваля «Золотой Витязь» Валентиной Степановой, дочерью известного белорусского прозаика Алеся Адамовича — Натальей. А потом было кино — о величии и драматизме победы, о героизме и предательстве и, конечно, о любви. Свидетельством того, что представители молодого поколения Бобруйщины задумались — пусть на время — о непреходящих ценностях, стали финальные аккорды кинодрамы «Альпийская баллада»: школьники и учащиеся учебных заведений героям фильма аплодировали стоя…

Тема непреходящая

«Кто сегодня герой, кому должны подражать молодые люди? «Бригаде», Саше Белому? Страшно… Уставший от боевиков, триллеров, бесконечных сериалов зритель ждет содержательных фильмов, современного социального героя. Мучения, отчаянье, гибель персонажей книг, воплощенных в кинофильмах о войне, призваны отрезвить молодое поколение. В них нет спецэффектов, но зато есть с кого брать пример». Так говорила, обращаясь к «красивому молодому залу», Любовь Румянцева, которая, ворвавшись 45 лет назад в кинематограф ролью в фильме «Альпийская баллада», для миллионов зрителей навсегда останется нежной и трепетной Джулией.

— Фильм режиссера Бориса Степанова по одноименной повести Василя Быкова «Альпийская баллада», премьера которого состоялась в 1965 году, был лидером советского кино, — рассказала Валентина Степанова. — Зрителя потрясла история о нескольких днях жизни без войны бежавших из плена узников — белоруса и итальянки, о возникших между ними чувствах, о единственном кусочке хлеба, который они разделили с обезумевшим от пыток в гестапо случайным их преследователем — немцем, о смерти Ивана, на которую не было потрачено ни единого выстрела.

В кинотеатры выстраивалась очередь, девчонки стриглись под итальянку Джулию, а молодые люди были поголовно влюблены в главную героиню — белорусскую актрису Любовь Румянцеву. В кино и на сцене театра ею сыграно более шестидесяти ролей, но визитной карточкой, огромной удачей для актрисы стала именно та первая, самая дорогая — сильная, яркая, незабываемая роль вчерашней студентки ГИТИСа.

В тот вечер говорили о том, что в отличие от других кинокомпаний студия «Беларусьфильм» по-прежнему верна теме нравственности, теме патриотизма, теме войны. Традиции, которые заложили когда-то корифеи белорусского кино — Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Виталий Четвериков, Вячеслав Никифоров, Валерий Рубинчик, живы. Картина нашего современника Александра Колбышева «Волки», которая в эти дни отправилась на Московский международный кинофестиваль, получила новое прочтение темы войны в белорусском кино.

…С цветами и слезами на глазах выходили из зала кинотеатра «Товарищ» ветераны войны, бывшие работники культуры С. М. Шварацкая, В. П. Каранкевич, А. М. Каминская, М. Т. Волчек, Л. В. Нечаев.

В бой уходили сыновья

«Вот кто-то решил: «После нас — хоть потоп», как в пропасть, шагнул из окопа, а я для того свой покинул окоп, чтоб не было вовсе потопа... Разрывы глушили биенье сердец, мое же — мне громко стучало, что все же конец мой — еще не конец: конец — это чье-то начало…» Это строки одной из песен, написанных Владимиром Высоцким к кинофильму белорусского режиссера Виктора Турова «Сыновья уходят в бой». Созданная по мотивам второй части романа Алеся Адамовича «Партизаны», начатая фильмом «Война под крышами», эта картина рассказывает о том, как юные сыновья простой белорусской женщины в годы Второй мировой войны ушли в подполье, как под руководством опытных бойцов участвовали в сложных операциях по освобождению родного края. Положенные на музыку стихи Высоцкого усиливали драматизм тех событий: «Материнства не взять у земли, не отнять, как не вычерпать море. Кто поверил, что землю сожгли? Нет, она почернела от горя». Перед просмотром фильма Наталья Адамович привела любопытный факт. Хотя автор и исполнитель песен по возрасту никак не попадает даже под самого юного фронтовика, после выхода фильма ему писали участники войны, спрашивая, где он воевал, на каких бывал фронтах. Настолько убедительно они звучали.

Рассказывая о войне глазами своего отца — писателя, публициста, ученого, Наталья Александровна Адамович то и дело возвращается к поселку Глуша, куда часто приезжает. Вот и накануне побывала там, где прошло ее детство, где похоронены самые близкие люди и где она хочет создать музей Алеся Адамовича.

Эта женщина уверена: такие встречи должны оставить в душах нынешних 14-15-летних юношей и девушек добрый след, привести к пониманию того, что у каждого в жизни должна быть цель, к памяти о беде, которую война несет человечеству. Ведь ее отцу, когда он отправился в партизаны, было столько, сколько сейчас им. А он уже тогда искал ответ на вопрос: всегда ли нужно убивать встреченного врага? Может, его оставить в живых, чтобы деревня выжила?..

Инна БОГДАНОВИЧ

Фото Федора ПРОКОПОВА