null

Для одних они являются предметом почитания, априори не имеющим цены. Для других (тех, кто утверждает, что все в мире имеет свою точную цену) они не более чем антиквариат, или произведение искусства, или просто неодушевленный предмет, за который можно получить вполне конкретные суммы с «хвостиками» из нулей…

Большинство строк в анкете 34-летнего бобруйчанина, а позже жителя одной из деревень Кировского района, начиналось с частицы отрицания: не женат, не работает, не судим. Однажды кривая судьбы вывезла его за пределы Беларуси — в сладостно-манящую перспективами обретения больших и легких денег Москву. Сказка былью не стала: за время пребывания в российской столице кошелек бобруйского гастарбайтера не обрел вожделенных габаритов. Вместо этого Москва подарила ему друга — такого же «перекати-поле». В уголовном деле он будет фигурировать под именем Игорь.

По словам нашего земляка, именно Игорь предложил ему новый путь к счастью и процветанию. Все началось с разговоров о том, как обстоят в Беларуси в целом и в Бобруйском регионе в частности дела с иконами в церквях: много ли собственно церквей, находящихся на отшибе, много ли в них икон, а главное — как эти объекты охраняются. Призадумавшись, бобруйчанин пообещал вскорости отправиться на родину и как следует поискать ответы на эти вопросы.

Дальнейшее повествование следует вести в соответствии с канонами жанра «деревенский детектив». Декорациями к нему стал территориальный и временной анклав, кусочек старой России в современной Беларуси. Даже не Россией, а Русью, Русским царством звалась она тогда, в середине XVII века, когда церковные реформы патриарха Никона разделили адептов православия надвое, и многие тысячи верующих-старообрядцев вынуждены были покинуть родные места. Шли они в труднодоступные районы Сибири либо за рубежи Русского царства, в том числе и в соседнее с ним Великое княжество Литовское. Несколько старообрядческих деревень появилось тогда и под Бобруйском…

Именно в эти деревни — Углы, Турковскую Слободу — в прошлом году стал наезжать молодой человек. Он подолгу вел задушевные беседы с жителями деревень, расспрашивая все больше не о заботах мирских, а о делах духовных: о том, как живут местные церкви и молитвенные дома, о старых церковных книгах и иконах, которые хранятся в домиках жителей деревень. Доверчивые старушки в охотку отвечали на все вопросы.

Судя по всему, полученная информация полностью удовлетворила «краеведа», потому что в сентябре 2010-го к нему на подмогу приехал из России тот самый Игорь. Воссоединившаяся парочка взялась за дело без раскачки. Сначала в период с 28 августа по 27 сентября они посетили церковь Покрова Пресвятой Богородицы Древлеправославной поморской церкви в Турковской Слободе: ночью перекусили кусачками дужку замка на входной двери и похитили семь икон. Оценочная стоимость украденного составила шесть миллионов двести тысяч рублей. «Разбежка» в дате совершения преступления объясняется просто: в указанный период никто из общины не посещал церковь, лишь 27 сентября один из местных жителей случайно обнаружил, что замок поврежден, а иконы пропали.

Через несколько дней друзья-подельники наведались уже в Углы: замок на дверях молитвенного дома также был перекушен, а из помещения вынесена одна икона. А в процессе «деления табачка» дружбе, как водится, пришел конец: Игорь оценил старания приятеля в пять тысяч российских рублей, а сам, прихватив краденые иконы, исчез где-то на бескрайних просторах России. «Белорусская сторона» альянса осталась дома и в скором времени была взята под стражу.

Вину свою он признал полностью, поэтому дело никаких сложностей для следственных органов не представляло. Хотя одна «загогулина» все же случилась. В ходе предварительного расследования одна из местных жительниц в своих свидетельских показаниях подтвердила, что обвиняемого знает, он неоднократно приезжал к ней, привозил церковные календари, но никаких икон либо другой церковной утвари у нее не оставлял. Но летом следующего года бабушка поменяла показания: она сообщила, что мужчина однажды оставил у нее на хранение икону. Когда же «иконоборца» привезли в дом к переменчивой старушке, он (опять же по утверждениям свидетельницы) тихонько попросил ее отдать икону «Воскресение-Сошествие во ад с праздниками» — а то, мол, его посадят в тюрьму. Добровольный возврат украденного был бы смягчающим обстоятельством на суде. Сердобольная бабушка немедленно вынесла икону, принадлежавшую женщине, которая проживала в ее доме: что ни сделаешь для спасения человека… От своих прежних показаний, запротоколированных и ею же подписанных, старушка открестилась просто: мол, знать не знаю, что в тех бумажках написано, потому что… не умею читать. Разрешить ситуацию помогли эксперты: выяснилось, что икона, «возвращенная» бабушкой, по своей оценочной стоимости превосходит ту, что была похищена из церкви в Турковской Слободе, в пять раз. Проще говоря, речь идет о двух разных иконах. Мотив поступков свидетельницы попробуйте определить сами…

26 сентября нынешнего года суд Бобруйского района и г. Бобруйска оценил действия нашего земляка приговором в виде трех месяцев ареста.

Андрей ЧИЖИК (по материалам суда Бобруйского района и г. Бобруйска)

P. S. История получила неожиданное продолжение. Нынешней осенью по области вновь прокатилась волна краж из культовых зданий. В списке пострадавших оказалась и… уже знакомая нам церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Турковской Слободе. В период с 21 сентября по 14 октября вор проник в здание через окно и похитил два металлических креста, шесть икон и две церковные книги на сумму свыше четырех миллионов рублей.