Для Беларуси ансамбль «Сябры» — гораздо больше, чем просто музыкальный коллектив. Это давно уже один из символов нашей республики, ее бренд. Несколько десятилетий «Сябры» несут белорусское песенное слово в широкие народные массы. Это ведь благодаря им от Москвы до самых до окраин без перевода понятно, о чем думал герой строчек Нила Гилевича, прилегший «на духмяным пракосе недаспелай травы», а «Полька беларуская» способна зажечь любой праздник.

К нам в город ансамбль приехал в рамках концерта «Земляки встречаются в Бобруйске». Главный «сябар» Беларуси — Анатолий Ярмоленко — в ожидании выхода на сцену расположился на диване в гримерке. «Кофе будешь?», — спросил он меня с порога. Этот мягкий тембр не спутаешь ни с чьим. Говорит мэтр еще мягче, чем поет. «Спасибо большое, Анатолий Иванович, но сначала — работа».

 В позапрошлом году ваш коллектив отметил 40‑летие. Знаковый рубеж. И для человека, и для музыкального коллектива. Ощущаете себя частью музыкальной истории?

— Мы не заморачиваемся по этому поводу. Возраст, история — все это очень относительно. Особенно в нашей профессии. Вот сколько нам Бог отмерил, столько мы и будем петь. А потом наше место займут другие кумиры. Как там у Евтушенко: «Придут другие времена, другие будут имена». Поэтому возносить себя на какой-то пьедестал, заставлять других восхищаться собою… Нет, это не ко мне. Если люди находят в этом что-то свое — значит, мы на правильном пути.

 Тем не менее из знаковых белорусских коллективов только «Сябры» сохранили и свой состав, и свое оригинальное звучание. Трагический уход Владимира Мулявина, конечно, сыграл свою роль, но ведь были и другие.

— Знаешь, это очень непростой момент. Нелегко заявить о себе, но продержаться на сцене десятилетия — еще сложнее. Зрители к тебе привыкают, и их очень сложно чем-то удивить. «Мы их, конечно, любим, но на концерт не пойдем. Были уже когда-то», — так обычно говорят. Поэтому надо постоянно работать, выдавать что-то новое. Видимо, не у всех хватает на это сил.

 «Сябры» ведь начинали даже не в Минске — в Гомеле, как коллектив областной филармонии. И у руля ансамбля изначально стояли не вы, а Валентин Бадьяров. Это даже указано на пластинке «Ты одна — любовь». Собираясь на нашу сегодняшнюю беседу, я прочитал несколько его интервью, несколько ваших. И у вас, и у него сквозит какая-то обида друг на друга. Не было мысли помириться?

— С кем?

 С Бадьяровым.

— А зачем? Ему это не нужно. Бадьяров в коллективе не работает с 1980 года. Прошло 36 лет. Вы слышали о том, что он что-либо сделал за это время? Он переругался со всеми, с кем только можно, а потом ушел заниматься совсем другими делами. И вот, на старости лет, ему захотелось приобщиться к нашему наследию. Но таких людей очень много. Мы виделись с ним на одном из юбилеев «Песняров», он тогда сказал о «Сябрах»: «Это не мое дело». Ну не твое, так не твое. Наверное, ты задаешь правильный вопрос, прочитав надпись на пластинке, но столько времени прошло… Зачем копаться в прошлом?

 Анатолий Иванович, в одном из интервью вы тепло отзывались о группе «Ляпис Трубецкой». Для меня это было очень удивительно, учитывая то, как позиционирует себя ее бывший лидер Сергей Михалок.

— А нет тут ничего удивительного. Я отзывался о них как о музыкантах. Они действительно стали лучше. Раньше они прикалывались, потом стали играть хорошую качественную музыку. Но группа распалась. Во многом потому, что они отошли от музыки в ее чистом виде. Сережа Михалок был и остается способным парнем, но надо думать, что и как говорить между песнями. Хотя — это его гражданская позиция.

 Коль уж мы затронули эту тему… Иногда вас упрекают в излишней близости к власти. Мы вас видим на правительственных концертах, официальных мероприятиях. Вам подпевает сам Президент. А как же дистанция между художником и властью?

— Если нам подпевает Президент, значит, у него хороший вкус. Нам подпевал и российский президент, и украинский.

 Нынешний украинский?

— Нынешний вряд ли подпоет. Бывшие — Янукович и Кучма. Да и Назарбаев с Алиевым нам тоже подпевали. Да, наверное, все главы государств СНГ знают наши песни. И при этом мы не имеем статуса «государственный». В отличие от тех же «Песняров». Не имеем и не стремимся иметь. Сами зарабатываем, сами себя обеспечиваем. Инструменты, костюмы — все за личные деньги. Даже за аренду комнаты в филармонии платим.

 Вместе с вами на одной сцене играет ваш сын Святослав. А вот ваша дочь Алеся (настоящее имя — Ольга) ушла в тень. В июне у нее родился сын Макар. Почему это приятное событие случилось не в Беларуси, о которой она поет? Да и сейчас на родине она редкий гость.

— Алеся рожала в роддоме. Да, это случилось за границей. Но она наблюдалась в белорусской клинике, проходила здесь все предродовые процедуры. И именно белорусские врачи посоветовали ей рожать за границей. Я ничего плохого в этом не вижу. И сейчас основную часть времени она проводит не здесь. Таковы ее семейные обстоятельства. Выйдет ли она на сцену — не знаю. Сейчас она счастлива, и для меня как для отца это главное.

 Анатолий Иванович, на ваш взгляд, 75‑процентная квота для белорусских исполнителей на FM-станциях помогла белорусским музыкантам в продвижении своего продукта?

— Ничего это не дало! Все это профанация. Нас как не крутили, так и не крутят. Музыканты думают, что если они запишут три фонограммы дома, принесут на радио, то к ним придет популярность. Но народную любовь так не заслужишь и концертные залы не соберешь. Я вот в машине слушаю Макса Коржа. С диска, а не по радио. Кстати, хороший пример, как никому не известный парень из Лунинца смог раскрутиться. Не благодаря административному ресурсу, а исключительно на таланте и умении преподнести себя. Надеюсь, будут и другие подобные примеры.

 Спасибо за беседу, Анатолий Иванович. А теперь можно и по чашечке кофе…

Дмитрий СУСЛОВ

Фото Виктора ШЕЙКИНА