Герои без пяти минут культового фильма «О чем говорят мужчины» торопились в Одессу, чтобы успеть на концерт группы БИ‑2. По замыслу авторов картины, выступление Шуры, Левы, Яника и всех-всех-всех должно было стать лучшей наградой за несколько суток утомительной дороги, провинциальных гостиниц и подозрительных шашлыков в придорожном кафе. Почувствовать себя на месте участников «Квартета И»* мог каждый бобруйчанин, кто купил билет на концерт лучшей бобруйской группы всех времен и народов. И для этого вовсе не надо было ехать к Черному морю. Море живой музыки, да к тому же сыгранной в акустике, девятым валом накрыло зрителей в городском Дворце искусств 28 марта.

Как же долго мы их ждали! Последний раз коллектив был у нас на исходе 2012 года. Воды в Березине с тех пор утекло много. Зайди речь о коллективе, выдающем по одному альбому в два года, разлука, может, и не показалась бы такой долгой. Но БИ‑2 время даром не теряют, не оправдывают творческий застой (хотя что в нем зазорного?) поисками новых форм подачи материала. Студийный альбом «16 плюс», саундтрек к фильму «Клинч», очередной «Нечетный воин», проекты сразу с несколькими симфоническими оркестрами… Ничего не забыл? Если что, это только за три года!

Две шикарные иномарки у Дворца искусств, наглухо перекрытый служебный вход и несметное множество секьюрити — таким было возвращение команды в «родную гавань». Понимаю-понимаю, что это выражение за два года успели изрядно подзатаскать, но другого у меня сейчас нет. Дворец искусств — это бывшая репетиционная база группы. На исходе 80‑х это был просто ДК «Шинник», а творческий альянс Шуры и Левы носил в то время слегка претенциозное название — «Берег истины». Ну, или БИ‑1. Всего одна цифра, а такая разница! Думали музыканты, что спустя почти три десятилетия они превратят Дворец в неприступную крепость? Полагаю, да! А иначе — зачем было начинать?

БИ-2 с бобруйским акцентом

Статус концерта «читался» и на центральном входе. Досмотром сумок, рюкзаков и прочей ручной клади нас уже давно не удивишь, а вот к тактильным контактам со стороны сотрудников ОМОНа, извлекавшим на свет все блестящее и звонящее, мне еще привыкать и привыкать. Вместе с суровыми людьми в синем камуфляже покой сторожили многочисленные «искусствоведы в штатском» — они дежурили на ближних подступах к сцене. Ни о каких интервью устроители и слышать не хотели. «Все, что хотел сказать Шура, он сказал накануне на встрече со зрителями», — обломала журналистов главный организатор концерта. Под «встречей со зрителями» подразумевались посиделки в одном из клубов нашего города. Но вот незадача: почти все журналисты о мероприятии узнали за… час до его завершения.

Приятная весть пришла неожиданно. Известный бобруйский фотограф и просто хороший человек Александр Филюков, который давно в дружеских отношениях с музыкантами, шепнул журналистам, что Шура БИ‑2 «абсолютно не против ответить на пару вопросов, только недолго». Пара вопросов нашлась сама собой…

* * *

 С момента выхода проекта «Нечетный воин‑3» прошло уже больше двух лет. Когда ждать четвертого «Воина»?

— Пока не думали над этим. Сейчас работаем над двумя другими пластинками. Но сначала — очередной студийный альбом. Выход намечен на осень. Готовится новый альбом и с Пражским симфоническим оркестром. А что касается Миши Карасева, автора «Нечетного воина», то с ним делаем очередной саундтрек.

 А с оркестром МВД РФ продолжите сотрудничество?

— Мы сотрудничаем скорее не с самим коллективом, а с его дирижером Феликсом Арановским. Сейчас чаще всего выступаем с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», входящим в Топ‑3 российских оркестров. Хотя, опять же, это все зависит от того, где мы играем. В Минске, к примеру, мы были на одной сцене с белорусскими музыкантами. Отлично получилось.

 Увидим ли мы вас вновь в одной компании с «Квартетом И»?

— В том же Минске мы пересекались со Славой (Ростислав Хаит. — Д. С.) и как раз обсуждали одну будущую задумку. Детали раскрывать не буду. Все увидите и услышите сами.

* * *

Тщетно журналисты пытались найти хоть одно свободное место в зале. Партер, балкон — все было занято.

Музыка БИ‑2 — это блюдо, которое подают горячим. А раз так, то его необходимо разогреть. Бывшие соратники Шуры по бобруйскому рок-клубу Ольга Петрыкина и Вадим Сажин с этой миссией справились блестяще. Воспоминания о музыкальном прошлом Бобруйска, так кстати вплетенные в канву концерта, в этот раз оказались с налетом грусти. Две утраты — гитарист «Солнечной стороны» Александр Ротань и «душа музыкального Бобруйска» Владимир PIP Попов…

БИ-2 с бобруйским акцентом

В таком жанре у себя на родине БИ‑2 еще не выступали. Все было: и открытые площадки, и «Бобруйск-Арена», и «электрика» во Дворце искусств. А вот до акустики дело пока не доходило. Музыканты исправили этот недочет. Программа с таким близким сердцу каждого рок-меломана названием «Квартирник» априори не предполагала революции на сцене. А ее и не требовалось. Как там у Васи Обломова? «Ты только пой, Вася, пой». И БИ‑2 пели! С «Моей любовью» и «Молитвой» на устах, по «Скользким улицам» прямиком к «Варваре». И так все время, «Пока моя безумная звезда ведет меня по кругу». И уже не разобрать, то ли это «Серебро», то ли чистое золото.

«Кухонный формат» предполагает не только прогон заранее спланированной программы. А поговорить? Три раза музыка ставилась на паузу и уступала место ответам на записки из зрительного зала.

— Сколько евреев в вашей группе?

— Все! Хотя быть евреем сейчас выгоднее, чем украинцем.

Флейтист группы, человек-оркестр Яник Николенко напрягся…

— Что бы вы пожелали человечеству?

— Перестать убивать друг друга.

Смелые зрители просили музыкантов поздравить себя с днем рождения. Музыканты поздравляли. Смелые и отчаянные жаждали заполучить майки, кепки и прочую одежду артистов. «Вам точно майки нужны или вы нас просто раздеть хотите?». С майками как-то не срослось, а вот барабанные палочки перекочевали-таки в руки бобруйских фанов. Кстати, вполне по-бобруйски: сначала одна, а к исходу концерта и вторая. Но музыканты — народ запасливый.

«А «Полковник»?», — читалось в глазах зрителей, когда музыканты, отыграв основной сет, скрылись за кулисами. Семиминутное ожидание и… Сильно пожалели те, кто ломанулся в гардероб. Это даже не выход на бис — эффектный постскриптум! С той самой песней. Правда, на сей раз предпоследней. Точку в концерте поставил… Вильям наш Шекспир. 130-й сонет, или, по-нашему, «Ее глаза». Оно и к лучшему. Make love, no war!

Дмитрий СУСЛОВ

Фото Виктора ШЕЙКИНА