Настоящий театр — это храм. «В нем слушают, в нем репертуар, премьеры, бенефисы, серьезные, чуть-чуть заносчивые гардеробщики, хрустальные люстры и зеркально натертые полы», — говорил о театре своей мечты актер Игорь Бурак на короткой церемонии закрытия 64-го театрального сезона.
С октября по май театр нас развлекал, иногда — реже, чем это было необходимо, — заставлял задуматься.
Фестиваль
Без сомнений, самым значимым событием минувшего театрального сезона стала попытка возрождения Международного фестиваля национальной драматургии имени В.И.Дунина-Марцинкевича, на этот раз посвященного 200-летию драматурга. На суд зрителей выносились работы театров Молдовы, Латвии, Украины, России и Беларуси. Жаль, что фестиваль был неконкурсным. Но все-таки после стольких лет, когда многие контакты утеряны, он возрожден. Уже немало! Во всем этом был смысл, если теперь участники фестиваля смогут наслаждаться процессом обмена культурным опытом и творческой атмосферой каждые три года.
Кстати, один из участников минувшего фестиваля, муниципальный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (г. Кишинев, Молдова) осенью проведет свой первый международный фестиваль, и наш театр получил на него предварительное приглашение.
Театральный критик Вячеслав Грибайло, который взял шефство над бобруйским театром и накануне фестиваля заявил, что «бобруйский театр забеременел», уже по его окончании сказал нашим актерам: «Мы с вами взяли курс на то, чтобы ваш театр был достойным звания представлять фестиваль, который, я вам обещаю, станет главным в стране. Ищутся режиссеры, пьесы, будут выбиваться гранты на хорошие спектакли». Поживем — увидим.
Премьеры
и тенденции
Театр подарил бобруйчанам восемь премьер. Первый новый спектакль сезона — постановка минского режиссера РидаТалипова колядной притчы «Комедиант, или Возвышенность грустной надежды» (А.Асташенок) — был нужен для участия в фестивале.
Созданы еще три вечерние постановки. Вместо планировавшегося спектакля «Самодуры» (К.Гольдони) украинский режиссер Сергей Чулков поставил мелодраматическую комедию «Наполеон и Жозефина» (И.Губач), которую изначально должен был ставить томский режиссер Юрий Пахомов (тот же, который поставил у нас комедию Мольера «Тартюф»). Сергей Карбовский разродился двумя спектаклями: эксцентрической комедией «Женщина как средство от бессонницы» (А.Делендик) и трагикомедией «Варвары» (М.Горький).
Разные бобруйские режиссеры поставили четыре детских спектакля. Самого пристального внимания, пожалуй, заслуживает музыкальная сказка «Волшебная лампа Алладина» Татьяны Дорогобед (А.Чупин). Учитывая еще и прошлогодний мюзикл «Мэри Поппинс» (П.Трэверс) — в действиях Татьяны Васильевны прослеживается тенденция. Возможно, бывший главный режиссер бобруйского театра вместе с композитором Вадимом Сажиным нацелилась воспитать в сегодняшних детях будущее нашего театра — знатоков и ценителей театрального искусства?
В рассказанной современным языком истории о колдуне Джафаре, принцессе Будур, Аладдине и джинне, сквозь красивую «обертку» в виде технических эффектов, на которые после фестиваля способно новое звуковое и световое оборудование, проглядывало то, что в театре ищут дети — открытый, правдивый разговор на глубокие темы, без фальши, без лжи, без рекламы.
Актеры
Есть актеры, которые играют стабильно «на отлично», как Александр Парфенович, Анатолий Дворянников… Есть такие, какой предстала Алла Грахова в «Наполеоне и Жозефине»: вдохновленная близкой ей по духу ролью, на фоне привычной красивой ровной работы в других спектаклях, в новом искрила так, что диву даешься.
А бывает, годами играл актер в массовках, а тут вдруг назначают на главную роль и, видя результат, так и подмывает поинтересоваться: «Молодой человек, а где вы прятались все это время?!» Это я про Александра Демещенко, сыгравшего Егора Черкуна в «Варварах».
Меж тем, вопрос с актерами в театре с каждым сезоном ставится все более остро. В труппе катастрофически не хватает мужчин. Еще в начале минувшего сезона театр лишился Эрнеста Корнышева, Леонида Савина и Ольги Федоровой. Двоих последних особенно жаль. Они были из той талантливой, с горящими глазами театральной молодежи, которая спустя годы формирует костяк труппы. Уж если такая молодежь уходит из театра, это тревожный знак.
Гастроли
А вот гастрольная деятельность в этом году только расширилась. Мы вновь увидели вдумчивую вдохновенную игру труппы Калужского областного экспериментального молодежного театра-студии ТЮЗ (Россия), посмотрели спектакли Мозырьского драматического театра имени И.Мележа и Минского областного драматического театра (г. Молодечно), познакомились с Гомельским городским молодежным экспериментальным театром-студией и Котласским драматическим театром.
Юбилеи
В нынешнем сезоне было два актерских юбилея — у Аллы Граховой и Натальи Кашпур. Жаль, увидеть их в бенефисных спектаклях в этом сезоне не удалось. Возможно, хвататься за что попало и не стоит. Очень сложно подвести итог — найти настолько свою роль, своего режиссера и свой спектакль, чтобы за полтора-два часа сказать о себе как о представителе профессии почти все.
Актеров нужно подготавливать к уходу, потому что они будут актерами до конца своих дней.
Бенефис актрисы Людмилы Камиловой, который планировался еще в 63-м сезоне, все же состоялся. Как и творческий вечер режиссера Сергея Карбовского, посвященный его 50-летию.
А в рамках фестиваля работала уникальная выставка главного художника театра Валерия Новаковского, посвященная сразу двум юбилеям: творческому (приближающемуся 30-летию) и жизненному (55 лет).
* * *
P.S. Театр — это душа города. Очень хочется, чтобы у Бобруйска была красивая и чистая душа. Дорогого ремонта и ежедневных прихорашиваний для этого мало. Нельзя забывать, что театр без художественного руководителя, что корабль без парусов и попутного ветра, что главные люди в театре — актеры. Это они совершают подвиги на сцене для того, чтобы зритель совершил их в жизни. Это они, забавляя прекрасным обманом, подносят увеличительное стекло к нарывам общества, чтобы ускорить выздоровление тех, кто способен воспринимать.