null

Почти все художники Бобруйска предоставили свои работы для городской выставки, которая продлится до начала июля и станет частью грядущего Международного фестиваля народного творчества «Венок дружбы».

18 мая открылась выставка работ «Город и крепость на Березине», приуроченная к 625-летию Бобруйска. Представлены живопись, графика, скульптура.

Художников, состоящих в Бобруйском отделении ОО «Белорусский союз художников» — десять человек. Участников выставки — более двадцати. С каких пор в городскую выставку начали включать работы не только членов БСХ? «Это не достояние последних лет, — говорит Валерий Колтыгин, с 1989 года председатель БО ОО «БСХ». — Непрофессиональные художники выставляются вместе с профессиональными еще с 90-х годов. Только в те годы на собрание художников города приходило человек пятьдесят. Притока молодежи нет. Самое активное сейчас — старшее поколение. Я сравниваю с выставками начала 90-х, это не то… Уровень все-таки надо держать».

«Годы не щадят никого. Когда я пришла в культуру 14 лет назад, в Бобруйском отделении ОО «БСХ» было 14 человек, — вспоминала на открытии выставки начальник отдела культуры горисполкома Ирина Роскач. — Все равно ваши полотна останутся в истории города. Эта выставка будет хорошим дополнением к фестивалю «Венок дружбы», поможет нашим гостям лучше познакомиться с городом». Директор городского художественного музея имени Георгия Поплавского Светлана Привалова пригласила художников и зрителей на творческую площадку «Бобруйский вернисаж». 30 июня и 1 июля возле выставочного зала художники смогут показать и продать свои работы. На бобруйский Монмартр приглашены и профессиональные, и самодеятельные художники, и учащиеся.

Более двадцати картин выставки принадлежат кисти Владимира Самочернова. Это живопись и графика (гравюры и линогравюры), где изображен Бобруйск 70-х, 80-х и 90-х годов. Две панорамы города, несмотря на то, что написаны в 1976 году, выставляются впервые: «Минская, угол Октябрьской» и «Панорама Бобруйска». «Графическую серию я делал в 80-х годах, — говорит Самочернов. — Предлагал властям ее отпечатать и дарить как открытки. Но тогда не понадобилось. А теперь вот пригодилось. Пройдет еще 50 лет, и ценность этих работ возрастет еще больше».

Анатолий Концуб не пожадничал: «Семь из восьми картин свежие — 2012 года. Ушло уже лобовое представление о теме — раз городу посвящено, надо про город писать. У меня на полотнах весь спектр моих мыслей и переживаний».

Виктор Кнарус принес на выставку одну работу — «Хранитель тайн» (х. м., 2012). Говорит, это одна из сотни тех, которые сформируют его будущую первую персональную выставку в Бобруйске, посвященную 40-летию творческой деятельности: «Картина подходит по теме. Сверху на тыкве — зеленая библиотека (Бобруйская районная библиотека. — Прим. Е. К.), там, где кругленькое окошко с балкончиком — моя мастерская. Здание не одну тайну видело и хранит их до сих пор. Только здание не хранят, вот что плохо. Оно объявлено памятником архитектуры, а на самом деле махнули рукой на него. Тыква — тоже связана с моей мастерской, с этим зданием и с тайнами. А булыжник на Интернациональной — потому что он там был, я помню эту улицу незаасфальтированной. Вот такой вроде натюрморт, а вроде пейзаж».

Владимир Гавриленко предоставил для выставки работы 2010 года, но такие, которые способны украсить любую выставку — скульптуры «Красная скрипка из черного дерева» и «Венера монументальная».

Евгений Дзема, преподаватель в художественной школе, обычно представлял себя цветной графикой, а на этот раз соригинальничал — принес скульптуру «Старый буксир» (металл, 2012). Легким движением художника утюг стал пароходом.

У постоянной участницы городских выставок Елены Нелюбиной, руководителя изостудии «ФантазиЯ» Дома художественного творчества, есть работа «Купола» в технике граттаж. Техника выцарапывания рисунка известна еще по старинным фрескам, а это упрощенный вариант.

Есть и дебют. Впервые представил пейзажи разных лет Владимир Стукан, подполковник в отставке, уроженец Орска. Он 11 лет занимается живописью, готовится к персональной выставке в Североморске, иногда продает свое творчество возле театра, где и заметила Владимира методист художественного музея Алла Мальцева: «Я посмотрела и другие его картины, не для продажи, они отличаются воздушностью, перспективой, композицией, да к тому же это еще и виды Бобруйска». Владимир отреагировал на предложение дипломированного искусствоведа как на особую честь: «Меня начали признавать как художника!» Он пишет только маслом: «Люблю акварель, но акварелью хуже получается. Акварель — это высший пилотаж. Я офицер, привык оценивать обстановку. Конечно, я свой уровень вижу, свои возможности. Я самокритичен».

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Александра ЧУГУЕВА

null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null