undefinedВообще-то мы не собирались этого делать. Федор Прокопов сумел убедить журналистов «Коммерческого курьера», что материал о его фотовыставке, опубликованный в издании, где он работает, — это перегиб.

В утверждении был резон: у каждого из пишущей братии «Коммерческого курьера» к Федору Сергеевичу отношение особое. Десятки и сотни часов работы плечом к плечу не могут не родить дружбы, привязанности. Это сильные чувства, от которых сложно абстрагироваться. Сразу предупреждаю: мне тоже не удалось!

undefinedundefinedНазвание уже говорит о многом — «Бобруйск в объективе». Эта выставка не дань традиции. Она организована впервые! Да и отчетом о проделанной работе ее не назовешь. Она и не о служении фотографии. Экспозиция не приурочена к юбилейной дате. Потому что выставку нужно делать не к дате, а когда она готова. Федор многое пересмотрел накануне. Результат — можно видеть в Выставочном зале весь июль.

Несомненно — это наш город, где формируется и течет свое, бобруйское время. Пусть Бобруйск почти лишен исторического лица, что очень грустно. И пусть не случилось в нем ни одного значительного для мировой истории события, он был и остается лишь колыбелью для некоторых из них. Пусть. Возможно, именно в этом состоит его предназначение. И в данном парадоксальном сочетании кроется своеобразный бобруйский феномен. Ощущение этой феноменальной непохожести нашего города на другие приходит на выставке Федора Прокопова, которую представляет Бобруйский фотоклуб «Березина» (руководитель Э. П. Лапыш).

Мне кажется, что эта выставка должна быть разбита на несколько фотографических серий. Бобруйск с высоты птичьего полета, его люди, природа и памятники истории — все это составные части единой темы.

Особенности съемки с высоты, когда взгляд улетает на десятки километров, позволяют сделать обобщения, увидеть город как единое пространство. Так получается, что Федор Прокопов — художник одной большой темы. Эта тема — Бобруйск.

Кстати, если вам встретились странные ракурсы и неожиданные пространственные совмещения, то, будьте уверены, они реально существующие, а не сотворенные при помощи всемогущего фотошопа. Да, да, и «Страшный сон автолюбителя», где машину окружила толпа госавтоинспекторов! И мужчины-«тюлени» в проруби, которых застали за игрой в шахматы. Федор Прокопов из тех фотографов «старой закалки», кто даже с приходом и повсеместным распространением цифровых технологий, не считает нужным вмешиваться в пространство снимка. Он — профессионал, достигший того уровня опыта и знаний, когда в этом уже нет необходимости. Он из той плеяды фотографов, кто считает, что с развитием технологии фотография не только многое приобрела, она и теряет самое важное — глубину и иллюзию третьего пространства.

Впрочем, кое-где небольшая компьютерная обработка была бы уместна, чтобы усилить это впечатление, при этом не разрушая фотографического изображения в целом. В некоторые пейзажи, особенно зимние, хочется добавить краски, чтобы каждый снимок стал сгустком энергии. Хочется снег наполнить свечением, а озерную гладь сделать совсем прозрачной.

Острый, отточенный взгляд мастера, его умение словить нужный свет, оказаться в нужное время в нужном месте поражают. На одном фото пойман луч света, коснувшийся толпы в храме. А дальше? Дальше — город, улицы и парки наполняются людьми, живущими на этой особой территории. Какие они? Приходите, смотрите. Возможно, вы узнаете себя в образах случайных прохожих.

Выставка Федора — не претенциозное представление мастера фотоискусства, и не реклама самого себя, а диалог со зрителем, рассказ ему о нем самом и о городе, в котором он живет. Уж кто-то, а Федор Прокопов имеет право вызывать бобруйчанина на доверительный разговор. Он хорошо знает и «сегодня», и «вчера» этого города.

Федор Прокопов впервые предстал не только как фотожурналист, но и как фотограф. Кого-то фотожурналистика, событийные, официальные иллюстрации как творческого фотографа сломали. Федор Прокопов не сдался. Он сумел выйти на уровень обобщения, подняться от документа к образу.

На выставке можно выделить серию в жанре социальной фотографии. Лично меня зацепила работа, которую автор назвал «Одиночество»: задумчивая усталая старуха с правильными, некогда красивыми чертами лица, за нечистым стеклом обветшалой деревянной рамы. В ее взгляде столько боли, смирения и еще целого букета чувств… Всего один кадр, но сколько он передает! Сколько таких женщин в заброшенных белорусских деревнях и бобруйских квартирах…

Не без гордости скажу, что в числе бесчисленных поздравлений были два, имеющие немалое значение, — каждый в разных областях. Председатель творческого союза «Фотоискусство» Юрий Иванов, прибывший в Бобруйск по работе, подошел к Федору Прокопову на выставке, дабы выразить свое восхищение некоторыми работами. Председатель Бобруйского горисполкома Дмитрий Бонохов тоже оценил выставку по достоинству и пожал руку автору.

Удивить получилось. Заставить задуматься — тоже. И неожиданно для себя — испытать чувство гордости и еще больше полюбить свой город. Но поскольку о Бобруйске нельзя рассказать одной экспозицией, будем ждать от автора такого же захватывающего продолжения.

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Федора ПРОКОПОВА