17-летняя бобруйчанка Екатерина Ланцевич завоевала второе место в классическом аналоге «Новой волны» — международном музыкальном конкурсе «Искусство 21-го века».

«Листовская великомученица»

20 судей из разных стран сошлись во мнении, присудив второе место в номинации «Фортепьяно соло» учащейся 3-го курса Могилевского музыкального училища.

Ежегодный конкурс для талантливой молодежи, организованный украинским международным объединением «Искусство и образование 21-го века», каждый год выбирает себе новую локацию. На этот раз местом проведения стал португальский остров Мадейра возле города Фуншал. Конкурс проходил с 17 февраля по 1 марта.

В этом году в Португалию приехали больше двух сотен ребят. Катерине пришлось соревноваться с талантливыми пианистами из Чехии, Австрии, Латвии, России, Украины, Греции, Португалии и Финляндии.

На суд жюри Катерина представила классические, достаточно трудные в исполнении произведения — этюд фа-минорный трансцендентный и рапсодию № 12 Листа (композитора, который писал свои произведения сам для себя, чтобы развивать свою и без того близкую к совершенству технику), несколько произведений одного из французских композиторов и творения белоруса Яна Тарасевича.

Катю даже прозвали «листовской великомученицей». За программу, состоящую из так называемой «мужской музыки». Это музыка таких композиторов, как Рахманинов, Лист, Скрябин, Бетховен.

Возраст конкурсантов — от 6 до 38 лет. Претендентов разделили на группы по возрастам. Катерина попала в группу с 17 до 21 года. Катя была единственной из училища. Все ее противники — студенты консерваторий. Очередь установили по дате рождения. Катя выступала первой. Не было ни волнения, ни напряжения. Рояль стоял в здании консерватории напротив большого окна. А за ним — океан! Конечно, игралось потрясающе!

Если скрипач возит свою скрипку с собой, то пианист играет на том, что дадут. На репетицию — 15 минут и вперед! «Где-то рояли получше. В Португалии был хороший — «Ямаха», но стучащий. Приходилось себя сдерживать, чтобы не было слишком громко.

При всех члены жюри хвалили конкурсантов за достоинства, а о недостатках и недоработках — только наедине. Кате жюри посоветовало работать над собой: мол, нет предела совершенству.

Семь часов за инструментом

Катерина уже участвовала в этом конкурсе — когда он проходил в Украине в мае прошлого года. Тогда лауреатом она не стала, но диплом заработала, и оставила у профессоров хорошее впечатление о себе. В этом году они прислали Кате приглашение.

Ее педагога Александры Владимировны Хартанович уже не было в живых. «Она умерла от рака. У дочки был срыв. Несколько дней она не разговаривала, только играла», — говорит мама Катерины.

С октября у Кати новый педагог — Светлана Семеновна Кундянок, доцент кафедры фортепьяно Белорусской академии музыки, заведующая отделением Могилевского музыкального училища.

Программы для таких конкурсов делаются годами. Эту программу подготовили за два месяца. Катя занималась за фоно по семь часов в сутки. «Да это привычная нагрузка! — говорит юная пианистка. — Я музыкой занимаюсь с пяти лет. Давно сформировалась привычка и внутренняя потребность. Время летит за игрой».

По нашему времени занятия музыкой на острове у Кати заканчивались в три часа ночи. Награждение проходило в полтретьего. Плюс акклиматизация: шесть часов лета до Лиссабона из Киева, а оттуда еще два часа до острова. Бобруйск провожал десятью градусами мороза, Мадейра встретил 23 градусами тепла. Великолепная природа, Атлантический океан помогали переносить сложности. Сил хватило даже на карнавал, проходивший на острове с 21 по 24 февраля. «В карнавальных костюмах были все! — взахлеб рассказывает Катерина. — Люди вообще не работали. Даже продуктовые магазины были открыты только до двух часов дня. По улице мог идти банковский служащий в костюме короля Франции. В магазинах продавщицы-феи с рожками и в пышных платьях. В Португалии люди умеют отдыхать! Им это в радость! Ну и мы, конечно, тоже нарядились!»

«Какие впечатления от поездки?» — спрашиваю Катю. «Классно! Там… люди доброжелательные, порядочные. Менталитет другой. Уровень конкурса очень высокий. Но я не волновалась. В такой обстановке волноваться невозможно!»

Кроме впечатлений, что дала Кате эта поездка? «Стимул! Когда приезжаешь с таких конкурсов, понимаешь: есть к чему стремиться! Начинаешь еще с большей энергией и рвением учить новые произведения.

«Буду играть на пиванине!»

О желании поступать в музыкальную школу Катерина заявила в четыре года. Поначалу мама не отнеслась к этому серьезно. Но дочь настаивала: «Ты жванила? Когда экжамены? Я буду играть на пиванине!» Во второй музыкальной Ирину Леонидовну огорчили: «Четыре года? Ну, вам еще подрасти нужно два годика». Мама позвонила в первую, куда впоследствии Катерину и приняли. Пятилетняя девочка обещала маме окончить музыкальную школу, поступить в училище, в консерваторию, а потом поехать «во Фьянцию».

Первые Катины педагоги — Светлана Семеновна Конькова (педагог по специальности) и Эризана Александровна Горовая (сольфеджио). Светлана Семеновна давно не преподает в школе, но до сих пор переживает и молится вместе с Эризаной Александровной, когда Катя уезжает на конкурсы. Это Светлана Семеновна на специальном педсовете просила, чтобы Кате разрешили перескочить из 8-го в 9-й класс среднеобразовательной школы посреди учебного года — в ноябре. Благодаря хорошей зрительной памяти Катя сдала 15 предметов на «отлично». И все для того, чтобы в 14 лет сдать вступительные экзамены в музыкальное училище. В 2008 году получила Президентскую стипендию за вторую премию в республиканском музыкальном конкурсе. Ее Катерина потратила на поездку на конкурс в Украину, которая послужила «пропуском» на конкурс в Португалию. Сейчас Катя начинает готовиться к поступлению в минский вуз. Скорее всего, в Белорусскую академию музыки.

Такую веселую жизнь Катя захотела для себя с детства. Эта 17-летняя девушка торопится все в жизни успеть: «У меня масса интересов, и самое удивительное — на все хватает времени. Невозможно играть серьезную музыку и не быть развитым всесторонне. Нужно знать, про что ты играешь: эпохи, биографии. Это только внешне кажется, что все просто — сел, сыграл… На самом деле, в музыке множество законов и правил, как в математике или физике, и их все нужно знать и соблюдать.

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Федор ПРОКОПОВА