Искусство ради любви

Задумывались ли вы, откуда в храмах иконы? Кажется, что они находились там всегда. Хотя, если закрыть глаза, можно представить седого старца с кистью в руке, склоненного над столом, его монашеское одеяние, тусклый свет свечи… Он совершает нечто удивительное: создает те самые лики и образы, от которых, кажется, идет тепло. И конечно, представляется, что такое могло быть в незапамятные времена.  Может быть, поэтому все это почти равно чуду. …Несколько дней назад я познакомилась с чудом. Самые реальные люди, которые создают иконы, приезжали в наш город, чтобы рассказать о своем прекрасном деле. С их творениями можно ознакомиться в картинной галерее Бобруйского художественного музея имени Г. Г. Поплавского. Выставка продлится до 7 апреля.

Седых старцев не было. Иконописцы XXI века выглядят (представьте себе!) совершенно обычно. Три очаровательные женщины: Ирина Дядченко, Ольга Кирина и Елена Железнякова. И один мужчина, священник — иеромонах Симеон. Они подарили Бобруйску удивительную выставку под названием «Иконы из России. Свет веры». Можете сходить туда, чтобы полюбоваться произведениями искусства. Можете — для молитвы. На выставке представлены не только те иконы, которые мы привыкли видеть в храмах — лаковые миниатюры. Есть иконы, полностью созданные из бересты, из бумаги или вышитые бисером. Возле каждой хочется остановиться и подумать.

— На одну икону нужно примерно четыре месяца работы, — рассказывает организатор выставки, учитель основ религиозных культур и светской эстетики, член Союза дизайнеров Москвы Ирина Дядченко. — Технику бумажной мозаики я со своими учениками осваивала долго, мы делали много разнообразных картин. И как-то раз очень захотелось сделать именно икону. Вот эта работа была первой (она подводит меня к одной из икон). Я даже не смогу объяснить вам, как рождались в голове образы, как возникла идея «говорящего» орнамента… Это происходит на уровне чуда.

— А что значит: «говорящий» орнамент?

— Я сделала двенадцать икон. Орнамент на каждой из них рассказывает об определенном месяце года. Там, где изображены колосья — сентябрь, где верба — апрель и так далее… В том месяце, который указан, празднуется день святого, изображенного на иконе.

— Создание икон с древних времен подчинялось определенным правилам, канонам. Ваши иконы, исполненные в технике бумажной мозаики, — это нечто новое…

— Такой календарный орнамент и сама техника изготовления иконы — новые элементы иконографии.

Но они соответствуют канонам. Церковные каноны дают нам понятие о содержании. Форму творец может заполнить сам. Главное, чтобы в икону была вложена частичка собственной души. Это не храмовые иконы, конечно. Они для домашнего иконостаса. Я получала благословление на их изготовление.

— Издревле люди, непрофессионалы тоже — ремесленники, купцы — при желании делали иконы сами, для себя, — дополняет настоятель Свято-Никольского храма села Даниловская Слобода и храма Рождества Пресвятой Богородицы села Вороново Дмитриевского района Московской области иеромонах Симеон. — Я с самого детства хотел научиться делать иконы. Наконец, мечта сбылась. Мои иконы — из бисера, они тоже не храмовые. Но они сделаны по всем канонам. При изготовлении иконы нужно соблюдать пост, читать особые молитвы. Конечно, главное — делать все с любовью, с душой.

Художник-миниатюрист Елена Железнякова создает настоящие шедевры. Это именно такие иконы, которым мы в храмах доверяем свои самые сокровенные тайны, просим помощи, читаем молитвы… Написанные на сусальном золоте, инкрустированные камнями, чудесные и невероятные.

На выставке представлено более семидесяти работ, большинство их них — из бересты. Их делает член международного художественного фонда гильдии иконописцев Московской палаты ремесел Ольга Кирина. Массивные на вид и легкие по весу, эти иконы хочется долго разглядывать. Понять, как это сделано, практически невозможно. Всю технологию мастер придумала сама.

— Больше никто не делал такого, вот и пришлось быть первопроходцем, — улыбается художница. — У бересты более трехсот оттенков, но чтобы их «открыть», нужно не один год держать материал под солнцем. Это слишком сложно и долго. Поэтому, конечно, я использую краску. Некоторые работы мы делали совместно с Еленой Железняковой. Она писала лик, я — оформляла. На мой взгляд, получилось очень необычно. Конечно, это наша работа, но это и творчество. Искусство ради любви.

Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото Андрея ЖУРАВЛЁВА

Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви Искусство ради любви