null«Это редкая выставка, здесь нет ничего придуманного. Художник поет о том, что видит. И поет красиво. Если хотите, это пример душевной живописи», – заключила искусствовед Татьяна Корчажкина на открытии выставки «Ожидание весны» члена Союза художников Беларуси Ларисы Журавович.

nullnullnullЛариса Викторовна училась у лучших мастеров. Среди них – народные художники Беларуси Василий Шарангович и Георгий Поплавский. Выпускница Белорусского государственного театрально-художественного института за серию цветных офортов «Осень. Земля и люди» на Всесоюзной выставке дипломных работ была награждена бронзовой медалью Академии художеств СССР. Но художница выбрала иной путь. Уже больше десяти лет Лариса Журавович живет в райцентре Белыничи. Ее мастерская – сперва родительский, теперь собственный деревенский дом. Работая в привычных жанрах – портрет, пейзаж, натюрморт, – художница видит многозначность предметов и лиц, цельность и гармонию сельской жизни.

Работы Ларисы Журавович хранятся в главных музеях и галереях Беларуси, в частных коллекциях СНГ и дальнего зарубежья – Польши, Великобритании, Германии, Швейцарии.

В Бобруйске этот автор выставляется впервые. Многие из представленных работ экспонировались за рубежом. Есть совсем новые работы. Эта выставка – завершающая в большом туре по Восточной Беларуси, после которого художница собирается сделать перерыв в своей активной выставочной деятельности.

– Лариса Викторовна, выставка посвящена весне?

– Если понимать весну в более широком смысле слова. Весна – это возрождение, а возрождение мне хочется видеть во всем: и в природе, и в душе, и в той деревенской жизни, в которой я черпаю вдохновение.

– Родиться в провинции для художника – это приговор?

– Для карьеры почти приговор. Почти. Меня все-таки зацепило «высокое крыло»: в свое время выпало, как ни странно, девочке из провинции выставиться в галерее Совета Федерации в Москве. Я, кстати, первый и пока что единственный белорусский художник, избранные работы которого были там представлены. Потом я представляла белорусское искусство в Ярославле на выставке, посвященной юбилею Максима Богдановича. Да много где.

А что касается творчества, то как раз наоборот. Я вернулась домой именно из-за того, что тема не отпускала. Мне не пришлось создавать что-то из ничего, питаться самой собой. Жизнь перед глазами: пиши – не успеешь. Ничего главнее, ближе и роднее я так для себя и не определила.

В организации выставок помогает муж. Картины продаются, скорее, случайно. Я не коммерческий художник. С работами расставаться не люблю. Кажется, если из мозаики часть вынуть, она получится неполной.

В Белыничи вообще-то заезжают время от времени известные люди, там же родина Бялыницкого-Бирули. Так что меня приметили. Но я до сих пор работаю рядовым преподавателем в школе искусств.

– Вас это тяготит?

– Теперь уже да. С моей работой справился бы выпускник художественного училища, а в жизни есть временной ресурс, физический. Боюсь не успеть.

– Едва войдя в состав Союза художников Беларуси, вы отказались от обычной столичной карьеры художника и в 28 лет уехали домой. Почему?

– Не то чтобы я сильно отказывалась. Мне некуда было деться. С пропиской не получилось. Но все равно я бы не удержалась в столице, не ужилась там, затосковала бы. Для меня очень много значат родные люди. Они остались дома. К тому же как раз тогда отец тяжело болел… Я не жалею. У меня есть семья, мое творчество, а все остальное на поверку оказалось не таким крепким и главным.

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Федора ПРОКОПОВА