Из леса в музейные залы

Обмен опытом, освоение традиционных технологий белорусской керамики и, наконец, сбор вокруг печи для обжига керамистов-одиночек — вот за что благодарны гости XI Международного пленэра по керамике «Aрт-Жыжаль». Об этом много было сказано на открытии ежегодной выставки «Кола агню» (Выставочный зал, ул. Социалистическая, 100).

— Подозреваю, что значение пленэра «Aрт-Жыжаль» будет оценено лет через 50–60, — сказала Светлана Шугжда, старший преподаватель кафедры ДПИ Кишиневского педагогического университета, которая приехала на пленэр уже в шестой раз. — Он дает развитие не только белорусской керамике. Анализируя рост наших художников, могу сказать — если бы мы не попали сюда, молдавская керамика оказалась бы в подполье.

В этом году список стран-участниц оказался короче, чем обычно — Беларусь, Латвия, Молдова, Украина и Россия, а количество дней меньше — 18 против обычных 22. Продолжительность керамического слета обсуждается, с участниками дело обстоит следующим образом: «Европейский художник избаловался, ему требуется ванна и кондиционер, — сетует организатор пленэра Валерий Аркадьевич Колтыгин. — К тому же у нас очень много черной работы: сложить печи, наколоть дрова». Так что в одиннадцатом пленэре участвовали заинтересованные люди, которые не боятся трудностей».

Как Элина Титане, керамистка из Риги (Латвия), которая посетила пленэр уже в третий раз. Художница рассказала, что обычно участвует в двух симпозиумах в год. Осенью она поедет в Тунис. Условия разные, нередко керамисты живут в городе и ходят на завод «как на работу». Пленэр — это возможность работать интенсивно, не отвлекаясь на другие дела. «Но чувства не отличаются», — замечает Элина. Готовясь к очередной поездке, можно строить планы, продумывать их воплощение, но все равно идеи трансформируются, и противиться этому, по мнению художницы, не надо. Вопрос с транспортировкой творческих наработок стоит не особо остро — керамика у Элины трудоемкая, за месяц делается не так много. А самую лучшую вещь художница отдает в музей. Это должна быть целостная работа, «которая может жить одна».

А Анатолий Концуб и вовсе участвовал в десяти «Жыжалях». На этот раз работы у него вышли нехарактерные. Например, изображение ночной Березины, состоящее, как чайный сервиз, из многих предметов. Или композиция с двумя игуанами. «Дело в том, что я по образованию керамист, но к керамике обращаюсь один раз в год. Поэтому чувствую себя свободнее многих участников. Вспоминаю молодость, профессию и просто получаю удовольствие от общения с материалом, — поясняет Анатолий Александрович. — Может быть более тонкая техника или более грубая… Вы говорите, это пейзаж? Может быть. Тут как в картине: главное — настроение».

Сертификаты участников пленэра вручал художникам заместитель председателя Бобруйского горисполкома Александр Маркачев. Александр Васильевич поблагодарил участников пленэра за творчество и заверил присутствующих: «пленэру — жить и продолжаться».

— Я доволен составом художников, — сказал Валерий Колтыгин, — и благодарен им за то, что откликнулись, за то, что приехали. Почти каждого я хотел бы видеть на пленэре в будущем году. Хочется выразить благодарность за поддержку руководству области и города, а также художественному музею, который в этом году является одним из организаторов пленэра. Отдельное спасибо работникам гостиничного комплекса ОАО «ФанДОК» в Вербках и коллективу кафе «Купалинка», который организовал питание во время пленэра.

Коллекция городского художественного музея, пополняемая пленэром «Арт-Жыжаль», уже составляет 400 экземпляров. В художественной галерее не так много возможностей для выставления керамики — поэтому стоит посетить итоговую выставку, чтобы увидеть и оценить фантазию и мастерство керамистов. Ведь в запасники не пускают никого, даже журналистов.

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Анастасии ТРУШНИКОВОЙ

Из леса в музейные залы Из леса в музейные залы Из леса в музейные залы Из леса в музейные залы Из леса в музейные залы Из леса в музейные залы