null

В нашем городе состоялось выступление Театра кошек Юрия Куклачева. Если бы кто-то сказал, что после спектакля дети дружным хором пообещают Юрию Куклачеву никогда не брать чужого и слушаться старших, а потом по приглашению клоуна самые смелые выскочат на сцену и все вместе примутся танцевать под музыку, то не поверилось бы. Прекрасная утопия, да и только. Но все так и было, поверьте очевидцу.

Перед спектаклем легендарный Юрий Куклачев дал интервью нашей газете о своем театре, кошках и выступлениях. Опыт артиста, 45 лет выступающего перед детьми, Куклачев аккумулирует в серии книжек «Уроки доброты». А следующий проект артиста адресован педагогам.

— Юрий Дмитриевич, вам уже за шестьдесят. Возраст не помеха для гастролей?

— Дело в том, что профессия наша подразумевает долгую работу. Физическая нагрузка не очень большая. Я делаю стойку на одной руке и работаю, как работал 20, 30, 40 лет тому назад. Когда почувствую, что уже не могу — тогда и уйду, не буду еле-еле ходить, позориться.

— Но гастроли — это большой стресс. Неужели не устаете?

— Стресс у тех, для кого работа — обуза. А когда ты рожден для этого, когда 45 лет ты живешь в любви: тебя любит зритель, тебя любят кошки, тебя любит жена, дети твои, внуки — стресса нет. Вся работа с кошками построена на любви…

…Эти разговоры о жестоком обращении с животными в Театре кошек рассчитаны на тех, у кого кошек нет, либо на очень глупого человека, — поднимает больную тему Юрий Куклачев. — В какой-то момент появилось в Интернете много материалов о жестоком отношении с животными, о дрессировке током. Я нанял юриста, разослал всем предупреждение — это клевета, есть статья, вы по ней будете отвечать в суде. Все сняли эти материалы — ведь не было им обоснования — и только два оказались упертыми. Один извинился прямо в зале суда — «я был под впечатлением» и так далее, а другой получил штраф 100 тысяч рублей. Вот не дает покоя кому-то, что в Москве живет такой Куклачев и у него единственный Театр кошек в мире, никто повторить не может.

— Действительно единственный?

— Единственный. Да, номера с кошками есть, я выпустил учеников. Один мой ученик сейчас знаешь, что делает? Готовит кошек и продает их в цирки. Я у него сам пару купил, уже с трюками. Бизнес! Но это номера, на пять–шесть минут. А театр — это уже не номер, это не дрессура, в театре должны быть актеры!

— Вы строите «Храм кошки», что это будет?

— Мне дали деньги. Я решил, раз у нас живет 120 кошек всех пород мира — мы не просто отремонтируем театр, мы откроем единственный в мире музей кошки с живыми экспонатами. Все спрашивают — а где вы их держать будете? — а они уже живут там! Сейчас раздвинули стены, убрали перегородки и сделали для зрителя вход! Люди, придя на спектакль, смогут пройти и посмотреть, как кошки живут. Очень хорошо, что меня начали обвинять в агрессивности. Я сейчас всем показываю, всему миру — у нас кошки так живут, что люди позавидуют.

— А как кошки переносят переезды?

— Очень просто. Дело в том, что мы готовим животных. Каждый раз, когда еду домой из театра, — загрузил кошек молодых и повез. Поволнуются, потом привыкают. И тут важно первое время держать кошку на руках. Она переживает — ее успокаиваешь, гладишь. Целый кусок работы. Дома места для кошек хватает: я чердак приподнял на 10 кирпичей и получилась комната в 250 метров для кошек, с двенадцатью окнами.

— Что такое воспитание кошки?

— Для человека что важно — соблюдение нравственных основ, этики, эстетики — и для кошки то же самое. Первое, с чего мы начинаем воспитание, — это приучаем к туалету. Наши кошки никогда не гадят на ковер. Она прямо умирает, бедная, но терпит. Второе — питание, всегда в одно и то же время. У каждой кошки берется кровь и с помощью анализа выявляется предрасположенность к заболеваниям печени, к мочекаменной болезни, крови и определяется подходящий рацион. У нас три ветврача, они отслеживают питание. В-третьих, кошки наши занимаются зарядкой. А домашние кошки мало двигаются, потому и уходят из жизни быстро: 8–12 лет, а уже больные. У нас кошка физически развита — она уже ждет, когда с ней поиграют. Поэтому наши кошки — долгожители, живут до 20–25 лет.

Первое время мы кормим кошек из рук. Это очень важно, секрет такой вам рассказываю. Три раза в день, хоть умри, но из руки корми, чтобы кошка руку знала, понимала, что я и папа, и мама. Для нас с Димой (старший сын Ю. К., ведущий артист Театра кошек. — Прим. корр.) нет проблемы убрать за кошкой, вне зависимости от того, народный ты артист или заслуженный. Кошки всех, кто за ними ухаживает, любят и знают.

Я создал систему воспитания кошек — сейчас у меня выйдет целая книга, еще будет фильм на эту же тему… Люди, которые придут в «Храм кошки», смогут посмотреть, законспектировать, прийти домой и там свои знания применить.

— Почему люди так любят кошек?

— Дело в том, что кошка — единственное существо, которое послано всевышним к нам, чтобы смягчить наши души, чтобы мы стали добрее. Почему? Потому что кошка не терпит никакого насилия.

…Почему бабушки очень любят кошек, собирают их, подкармливают? Кошка — очень благодарное животное, которое чувствует любовь к себе и отвечает взаимностью. Очень важно в жизни любить и быть любимым. А вот бабушки никому не нужны, брошенные пенсионерки. В вашей стране, слава Богу, такого нет. Эта бабушка держит 20–30 кошек, потому что это единственные существа, которые ее любят!

— Как вы относитесь к стерилизации кошек?

— Я против стерилизации. Если уж кошка заболела… Или попадают к нам уже стерилизованные коты… У нас в театре даже список есть для котиной секс-комнаты, мы называем ее «Пигаль». Кошке год-два-три — еще ничего страшного. А потом надо давать ей рожать, чтобы она не заболела.

— Я слышала о ваших образовательных проектах…

— Я сейчас народный учитель России, преподаю в педагогическом университете. Я решил возглавить науку такую важную, как экология души. Есть экология культуры, психологии, а экологией души никто не занимается.

Сначала была создана серия книг «Уроки доброты», по которым уже учатся дети с прекрасным результатом… У меня где-то десять коробок записей, 45 лет я веду дневник наблюдений за животными. Целый научный труд. Я пришел к одному: главное — рефлекс цели. И вдруг вижу, что еще в 1985 году Иван Петрович Павлов обратился ко всем психологам, родителям: «Развивайте в детях рефлекс цели. Он дает устремление в жизни». Поэтому я начал писать книги, чтобы помочь детям найти свою цель жизни.

Но я понял, что учителя не знают, как вести уроки доброты. Поэтому я написал для учителей пособие, которое назвал «Сценическое мастерство для педагогов». Я даю упражнения, где помогаю будущим педагогам, работая над собой, входить в правильный образ.

— Педагогов этому не учили?

— Раньше что-то было, мастерство речи, разговор об актерском мастерстве — но никто это так не разрабатывал, как я. Это необходимо сегодня. Думаю, это будет введено в педпрактику. К книжечке «Сценическое мастерство для педагогов» прилагается диск с видеоуроками, потому что актерское мастерство — это «как», и я показываю «как». В течение дня в любой ситуации может продолжаться работа над искусством создания образа. Это не только педагогам нужно, но и инженерам, банкирам — это работа над своим внутренним миром. Тренинги, которые проделывает актер, позволяют взять в руки свои чувства, эмоции, желания. Пришел на работу — раз! — перестроился. С опытом к педагогу это придет, но зачем ждать 10 лет?

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Александра ЧУГУЕВА

null null null null null null null null null null null null