nullТеатр в Бобруйске очнулся, и жизнь в нем забурлила. 28 ноября начал свою работу III Международный фестиваль национальной драматургии имени В. И. Дунина-Марцинкевича.

nullnullnullnullnullnullПервым зрителям была представлена постановка режиссера Валерия Анисенко «Колосья под серпом твоим» (В. Короткевич), созданная в Республиканском театре белорусской драматургии. Перед спектаклем прошла короткая, но насыщенная церемония открытия.

Официальную часть обеспечили представители власти: заместитель министра культуры Беларуси Виктор Кураш, начальник областного управления культуры Анатолий Синковец и председатель Бобруйского горисполкома Дмитрий Бонохов (организаторы фестиваля — Министерство культуры и отдел культуры Бобруйского горисполкома). Театрализованное представление — актеры театра и воспитанники школы-колледжа искусств. Зрители увидели отрывки из уже который год успешно идущего спектакля Сергея Полещенкова «Идиллия» и недавно законченного «Комедианта» Рида Талипова. Если Игорю Бураку рукоплескали скорее как воплощению символа фестиваля — образа Дунина-Марцинкевича, то Александру Парфеновичу — как любимому актеру: горячо и слаженно.

У меня к открытию примешались два ярких ощущения: щекотание в носу от мыслей о пузырьках шампанского и неожиданность от внезапно выпавшего снега из серебристого конфетти. Два подноса с шампанским вынесли для актеров на сцене и гостей в зале. Конфетти вырвалось на зрителей из одной большой пушки и двух маленьких хлопушек. Некоторые с детским восторгом ловили переливающиеся полоски: кто больше.

А вот выступления перед церемонией в фойе театра самодеятельных народных коллективов из Краснополья и других местечек Могилевщины, наверное, более уместно было бы видеть на какой-нибудь ярмарке или фольклорном фестивале.

Кстати, о ярмарках. Ох уж этот вездесущий капитализм! Так и лезет в искусство. Только представьте: шумный многолюдный базар под названием «Мир меда», а рядом, в концертном зале, играет Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга. В зал то и дело прорываются невнятные рекламные сообщения по громкой связи Дворца искусств. Половина кресел пустуют. Но те, кто пришли, внимают с благоговением живой звук, классическую музыку, полонезы, серенады, вальсы...

Все они звучали в честь белорусского драматурга. Ведущая концерта красиво объяснила зрителям уместность этого номера программы в театральном фестивале — «Даже мы, музыковеды, недавно узнали, что Дунин-Марцинкевич писал музыку. И та славная «Селянка», которая была поставлена в конце XIX века на белорусской сцене, тоже была наполнена в том числе мелодиями, сочиненными Винцентом Ивановичем».

Но мне этого показалось мало. Захотелось услышать обоснование от мэтра. «В этом концерте отображается вся та музыка, которая существовала, когда жил и творил Дунин-Марцинкевич. Ту эпоху, то время можно почувствовать сейчас благодаря искусству. Понимаете, любой вид искусства, если он высокопрофессионален и высокохудожественен, сочетается друг с другом и дополняет друг друга. Так должно быть, чтобы фестиваль получился красочный, яркий, запоминающийся», — заключил Михаил Финберг.

На фестиваль приехали 12 коллективов из пяти стран. Для Днепродзержинского музыкально-драматического театра имени Леси Украинки этот приезд был в какой-то степени подвигом. В Украине театры очень почувствовали на себе финансовый кризис, и до последнего момента не было известно, сорвется международный статус фестиваля или нет, приедет ли пятая страна-участница. Не сорвался. Спасибо Днепродзержинску! Даже декорация для постановки Сергея Чулкова «Дочки-матери» (А. Мардань), в которой задействованы только две актрисы (возможно, тоже для экономии), была предоставлена бобруйским театром. Но критики о постановке высказались нелестно. Хотя она полностью вписывается в формат фестиваля, в отличие от расхваленной, пусть и заслуженно, с точки зрения всего остального: режиссуры, актерской работы и сценографии, мистической драмы «Тройкасемеркатуз» муниципального молодежного драматического театра «С улицы Роз» (г. Кишинев, Молдова).

К сожалению, итоговое обсуждение спектаклей фестиваля и беседу на тему «Достижения и проблемы национального белорусского театра» перенесли на утро третьего дня мероприятия. В программках пресс-конференция была указана 4 декабря. Журналисту «Коммерческого» о переносе сообщила главный администратор театра по мобильному телефону за 12 часов до начала пресс-конференции. Она состоялась в воскресенье. В 10 утра. В обсуждении приняли участие председатель Белорусского союза литературно-художественных критиков, ректор БГАИ, профессор и председатель театрального форума Ричард Смольский, театральный критик Вячеслав Грибайло и более молодые — Кристина Смольская (она еще и руководитель Центра белорусской драматургии и режиссуры) и Алексей Стрельников, а также театральный обозреватель газеты «Культура» Татьяна Комонова и белорусские драматурги Игорь Скрепко и Татьяна Балыко. В целом любопытная беседа, заслуживающая отдельного материала.

В третий день фестиваля прошел короткий, но искрометный «Моцарт и Сальери» театра-студии «Йорик» (г. Резекне, Латвия). От Калужского ТЮЗа после «Очень простой истории» по М. Ладо многие ожидали большего, чем получили от «Грозы» по А. Островскому. По итогам первых трех дней фестиваля лучшей можно признать семейную историю в двух частях «Васса Железнова» по М. Горькому в исполнении актеров Брянского ТЮЗа (!), причем на сцене Дворца искусств, казалось бы, совершенно неприспособленной для театральной постановки.

Третий фестиваль национальной драматургии в Бобруйске был неконкурсным. Поэтому не стоит строго оценивать представленные спектакли. По мнению Ричарда Смольского, этот фестиваль стоит проводить не чаще, чем раз в три года, но он должен быть обязательно конкурсным, чтобы театры привозили лучшее, что у них есть, боролись за награды. Возможно, тогда и белорусское телевидение уделит более пристальное внимание Международному фестивалю национальной драматургии.

Главная задача фестиваля, видимо, достигнута. Фестиваль возрожден. Он встряхнул театральную жизнь города. Как бы хотелось, чтобы в будущем этот фестиваль вырос до уровня мероприятия, способного влиять на театральную жизнь не только Бобруйска, но и Беларуси.

Материал верстался в понедельник. Сегодня — последний день и церемония закрытия. Осталось много вопросов, на которые мы постараемся ответить в одном из следующих номеров.

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Федора ПРОКОПОВА