Театр закрыл сезон. 5 и 6 июня прошла премьера спектакля «Желание любви» по мотивам романа польской писательницы Элизы Ожешко «Над Неманом». Премьера также приурочена к юбилею режиссера-постановщика: на днях Сергею Карбовскому исполнится 50 лет.
«Я всегда говорю с улыбкой: где Карбовский, там успех и победа! Подводя итоги трехгодичной работы, могу с уверенностью сказать, что ни один из десяти моих спектаклей в этом театре не был провальным», — заявил в интервью «Коммерческому» перед премьерой режиссер. Спектакль, которым закрыли сезон, также провальным назвать никак нельзя. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что зрители после спектакля аплодировали стоя. Не от того же люди подскочили с мест, что высидеть пришлось почти три часа с антрактом — именно столько продлился спектакль.
Выбор пал на произведение именно этого автора не случайно: писательница родилась в Гродно, посвятила этому городу не одно произведение. Режиссер, как оказалось, тоже уроженец города на Немане. Получилась романтическая музыкальная история в двух частях.
«В спектакле есть вещи замаскированные, простому зрителю они могут быть неясны, мои находки для зрителя более интеллектуального», — объяснял режиссер свою концепцию. К находкам Сергей Карбовский причисляет введение в постановку нового образа, которого в оригинальном произведении нет — образа Купидона. Сергей Алексеевич считает, что «этот ироничный персонаж – символ разжигания в героях желания любви». Кажется, Купидоны – это такие маленькие, пухленькие, белокурые, с крылышками за спиной и непременно с луком и стрелами. Этот был без крылышек. Наверное, от его стрел должна возникать какая-то обыденная любовь, от которой не взлетают.
«Надеюсь, после спектакля многие зрители захотят прочесть роман Ожешко», — высказал одно из своих пожеланий Сергей Карбовский. Это замечательно, когда спектакль, поставленный по классическому произведению, вызывает такое желание. Но ленивым и занятым лучше посмотреть постановку, потому как она замечательным образом иллюстрирует роман. С той лишь разницей, что некоторые действующие лица произведения объединены в единый образ: слишком уж их много. Роман исторический, о настоящем искреннем чувстве двух молодых сердец. Спектакль, наверное, о том же. Во всяком случае, здесь нет осовременивания. Классическое произведение пересказано на сцене языком театра. Действие происходит в конце XIX века в одном из фольварков принеманского края. Изображена жизнь сельской шляхты на территории бывшего Великого княжества Литовского.
Постановка получилась зрелищной. В ней занята почти вся труппа — 25 актеров. Декорации и костюмы в стиле позапрошлого века: мужчины играют в теннис во фраках, женщины обмахиваются веерами и бросают томные взгляды. Звучит музыка Штрауса, Шопена, песни композитора Вадима Сажина на стихи Сергея Карбовского, песни группы «Камерата». Ну и какой нынешний спектакль без танцев? В качестве балетмейстера был приглашен Алексей Лукашевич.
«Идея в том, что у каждого человека есть желание любви, но не каждый может его реализовать, эгоист не получит этой награды», — пояснил режиссер-постановщик.
Главную женскую роль (Юстыны) с трепетом сыграла Ольга Матвеева. Главную мужскую (Яна Богатыровича) принял на свои широкие сильные плечи Никита Сафронов. Актера можно поздравить: это его первая крупная работа.
Роман «Над Неманом» считается вершиной творчества Элизы Ожешко. Созданный спектакль – пожалуй, самая крупная (по продолжительности и количеству героев) работа Сергея Карбовского. Этот опытный режиссер знает, на что делать ставку: одно из лучших произведений сильного автора, хороший композитор и хореограф, вечная тема (любовь, конечно) и талантливые актеры, которые вытянут практически любой спектакль: Анатолий Дворянников, Алла Грахова, Татьяна Дорогобед, Игорь Бурак, Елена Сафронова, Александр Парфенович… Грамотный «рецепт». Жаль только, не удалось увидеть в постановке новые режиссерские ходы: причем, как оригинальные авторские, так и вырытые в неком абстрактном общем «сундуке» режиссерских находок и «изюминок», открытых за несколько веков существования этой профессии.
«А что, очень неплохо», «Даже хорошо!» — звучали фразы в толпе, выходящей из театра. Но ведь всегда можно лучше.