12 лет существует в музыкальной школе № 3 ансамбль скрипачей «Аллегро». Ударение на второй слог! В переводе с музыкального языка это означает «быстро», «радостно», «весело». «Название точно передает настроение нашего ансамбля, — уверена его бессменный руководитель Татьяна Васильевна Синькова. — Ребята с удовольствием приходят на репетиции и уходят всегда в отличном расположении духа».
Вначале ансамбль состоял из шести человек, а в репертуаре коллектива было всего несколько произведений. Сегодня юных скрипачей семеро (на встречу с журналистами смогли прийти не все), а вот репертуар насчитывает десятки номеров. Это и пьесы белорусских композиторов, и лучшие образцы зарубежной классики, и эстрадная музыка.
Выступления «Аллегро» стали традиционными на концертных площадках Бобруйска: и во Дворце искусств, и в выставочном зале, и в театре. В последние годы ансамбль часто приглашает сыграть на своих праздниках Бобруйская епархия.
«Для девочек это отличная практика публичного выступления, — объясняет Татьяна Васильевна. — Это требует собранности, ответственности, умения чувствовать друг друга, быть ответственным за себя и за товарища».
Да, публичное выступление — это стресс. Но вместе побороть страх легче: «Если ты не один на сцене, а в группе инструменталистов, это не так страшно. Дети учатся лучше владеть собой. Многие после практики игры в ансамбле лучше показывают себя на сольных выступлениях. Когда музыкант чувствует себя увереннее, он лучше передает характер произведения. Все это позволяет расти творчески».
За 12 лет через ансамбль прошли около 20 девушек и парней. Не все стали профессиональными музыкантами. Кто-то предпочел лингвистический университет, кто-то получил специальность в экономическом вузе. Да только музыка все равно осталась в душе. Практически каждый, кто в юности играл в «Аллегро», сегодня украшает взрослые самодеятельные коллективы и рок-группы по всей Беларуси.
Елизавета Лазакович — из нынешнего состава. Девушка серьезно готовится поступать в музыкальный колледж. И инструмент у нее личный — скрипку на заказ изготовил один бобруйский мастер. У остальных скрипачек инструменты «временно личные» — их выдали в школе. В основном это скрипки китайского производства. У Александры Пискун — немецкая, самая «древняя», середины ХХ века, но как звучит!
Сейчас ансамбль «Аллегро» готовится к защите звания «образцовый». Оно пройдет этой весной. Девчонки будут играть получасовую программу из 12 произведений наизусть. «Это требует огромных сил, физических и эмоциональных, — объясняет руководитель. — Произведения в разных жанрах. Нужно передать разные настроения, суметь за две-три минуты перестроить себя психологически. То ты играл резвый чарльстон, то нужно перейти к печальной мелодии. Не успеешь психологически перестроиться, слушателю будет неинтересно».
Сказано:
Александра Пискун: «Играем! А что дома отлеживаться?!»
Евгения Новикова: «Чем больше практики, тем меньше боишься зрителя, тем больше уверен в том, что не наделаешь ошибок».
Дарья Шабатина: «Вначале перед выступлениями, бывало, у некоторых до обморока доходило. Но когда научишься нормально играть, страх проходит сам собой».
Юлия Овчинникова: «Практика концертов дает свободу на сцене, свободу в умении показать себя. Главное — первый раз выйти, выступить, и чтобы хорошо все прошло».
Елизавета Лазакович: «Многие мои сверстники по-другому распоряжаются временем. Свое мне жаль тратить на просмотр телевизора и компьютерные игры. Музыкальная школа — это и для души, и второе образование».
Т. В. Синькова: «Мы с девочками обсуждаем самые разные темы. И не только о музыке говорим».
«Бывает, берешь пьесу, кажется: ой не потянут, ой сложно! А потом они мне говорят: «Татьяна Васильевна! Так ее ж легко учить! Она такая красивая!»
«У нас своя специфика. Мы не по нотам играем, как в оркестре, а наизусть. У нас ансамбль, и у нас нет дирижера. Так принято».
Евгения КОРКИЯЙНЕН
Фото Александра ЧУГУЕВА