null

Могилевский областной театр драмы и комедии имени Винцента Дунина-Марцинкевича закроет сезон постановкой к 625-летию Бобруйска и 200-летию Бобруйской крепости. Режиссер Сергей Карбовский взялся за историческую драму Натальи Голубевой «На перепутье двух дорог». Премьера — 21 и 22 июня

«Сколько можно о любви! Мой одиннадцатый вечерний спектакль в этом театре будет, скорее, о политике, о важном историческом этапе. Впрочем, действие крутится вокруг любовного треугольника», — говорит режиссер.

Детство и школьные годы автора пьесы прошли в Бобруйске, родилась она в Осиповичах, сейчас занимается литературной и научной деятельностью. Наталья Голубева — писатель, кандидат исторических наук с более чем двадцатипятилетним стажем работы на государственной службе, в том числе на дипломатической, обладатель литературных премий, автор исторических романов, детских книг, сборника стихов, ряда научных работ и статей, опубликованных в России, Литве, Латвии, Беларуси, а также драматических произведений, среди которых пьеса по одноименному роману «На перепутье двух дорог». Завтра у Натальи Голубевой дебют — впервые ее текст обретет жизнь на сцене.

Роман, посвященный крепости на Березине, вышел в 2009 году сразу в двух крупнейших белорусских издательствах — «ЛіМ» и «Харвест». Пьеса попала в руки режиссера два года назад. Прочесть ее посоветовала Наталья Петровна Артемчик, директор краеведческого музея, где хранятся экземпляры книг о Бобруйске. Голубева лишь один раз приехала на репетицию спектакля и предоставила театру свободу режиссерской трактовки. «Она даже по нашей просьбе несколько сцен дописала, — говорит Карбовский. — Так в романе появились корчмарь Шмерка, его играет Сергей Бобровник, и керосинщик Пиня, его играет Алексей Гришкевич».

Действие спектакля разворачивается в период с августа 1810 до июня 1812 года вокруг строительства Бобруйской крепости — первого и самого важного стратегического оборонительного сооружения в системе укрепления западных границ Российской империи. После последнего раздела Речи Посполитой и вхождения большей части современных белорусских земель в состав Российской империи людей раздирали противоречия. Именно в Бобруйске сошлись интересы держав, решались судьбы Отечественной войны и мира. Бобруйск — единственный город в Европе, который не смог взять Наполеон.

Произведение написано на основе подлинных документов, которыми располагают архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Национальный исторический архив Беларуси. В спектакле незримо присутствуют реальные исторические личности — император Александр I и военный министр Барклай-де-Толли — звучат только их голоса. Пан Домбровский, руководитель легиона ополченцев, которого играет Александр Парфенович, тоже реальная личность.

«Я — юная паненка Ванда, манерная, воспитанная, — рассказывает актриса Наталья Будник. — С детства мне в супруги предназначен белорусский шляхтич пан Лех (актер Никита Сафронов). Но появляются военные инженеры из России, и я влюбляюсь еще и в поручика Маркова (актер Павел Микулик). Один оказывается повстанцем, второй — за Россию, но политические дела — прерогатива мужчин. А мне лет 20, и у меня еще такой цветник в голове!»

Пана Александра, отца Ванды, играет Игорь Бурак: «Мой герой — именитый шляхтич, хозяин дома, где селятся офицеры, которые строят крепость. Он отдает часть усадьбы под строительство. Пан Александр понимает, что страна в очередной раз стала водоразделом между Россией и западными державами. Он — нормальный человек, боится за дом, за семью, понимает, ничего не поделаешь, мы уже в составе Российской империи».

В спектакле использована музыка Огинского, Глинки, Штрауса, Килара. Павел Микулик споет романсы на стихи Дениса Давыдова. «Историческому спектаклю — исторические танцы, — говорит новый балетмейстер театра Маргарита Папруга. — Прежде всего, полонез. Будут вальсы классических композиторов, цыганская и еврейская темы, пластические этюды». Над костюмами, соответствующими эпохе, и в целом над сценографией спектакля работал главный художник театра Петр Анащенко.

Как рассказала директор театра Галина Полюшина, по случаю юбилеев города и крепости, к которым приурочен спектакль, на постановку из областного бюджета выделено около сорока миллионов рублей..

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Андрея ЖУРАВЛЕВА

null