Островский, ясно представленный

11мая в театре состоялась премьера пьесы Александра Островского «Лес». Классика в традиционной трактовке, как и было обещано. Актеры играли с таким воодушевлением, что окончание некоторых сцен сопровождалось аплодисментами зала.

Островский написал «Лес» в 1870 году. За прошедшее время многое поменялось: теперь замужество не воспринимается как единственный способ покинуть дом, сохранив социальный статус. Утопление молодой девушки не синонимично самоубийству от любви, а актеры больше не ходят пешком сотни километров в поисках ангажемента. Однако примем эти условности, ведь и сам театр построен на условностях. И еще — современный человек едва ли понимает хорошенько психологию домашней прислуги и не знает, что значит на самом деле быть бедным родственником или приживалкой. Будем держать в уме и это.

А люди все те же, и страсти все те же, и деньги определяют многое, а для некоторых — все. Богатая помещица Гурмыжская (Алла Грахова) находит и причину, и способ поступать так, как ей угодно. Например, совета она ищет у своей угодливой служанки Улиты (Жанетта Зарембо), которую сама же и бранила за амурные похождения. Правда, служанка уже «годков шесть» как не давала поводов к недовольству, однако барыню готова поддержать во всем и дать ей совет ровно такой, какой ожидается…

Алла Грахова наделила свою Гурмыжскую жестокостью и тщеславием, ревнивостью и легкомыслием чисто женскими. Интонации, как и перепады эмоций — достоверны: во время спектакля не оставляет ощущение узнавания.

Актеры Счастливцев (Сергей Бобровник) и Несчастливцев (Игорь Бурак) устраивают переполох своим прибытием в усадьбу Пеньки. Эти персонажи особенно дороги и Островскому, и режиссеру-постановщику. Манишка на голое тело у Счастливцева говорит о бедности бродячего — но актера! — не меньше, чем беседа двух коллег, которые встречаются на лесной дороге в первой сцене спектакля. Но самое главное — лицедей-трагик Несчастливцев имеет право на драматические монологи вне сцены, именно его называют критики самым ярким из «театральных типов» в пьесах Островского.

Работа с приглашенным режиссером Сергеем Чулковым позволила актерам раскрыться с новой стороны, да и пьеса, как обычно у Островского, делает ставку не на одного актера. И тут еще раз хочется сказать об узнаваемости типажей, о современности интонаций — начинающего альфонса Буланова (Павел Ходжаев), циника-«правдолюбца» Бодаева (Леонид Кучко). Слуга Карп (заслуженный артист РБ Александр Парфенович) — персонаж-резонер, он не принимает активного участия в развитии действия, но зато судит героев с авторских позиций. При этом он «слуга, который очень предан своей госпоже» — так определил своего персонажа актер.

Герои строго ранжированы, зритель может уверенно определить, где здесь король, а где свита, которая его играет. Но при этом характеры каждого из персонажей обозначены выпукло и обусловлено.

Островский придерживался концепции, согласно которой театр должен быть построен на условностях: должна присутствовать четвертая стена, отделяющая зрителей от актеров. И тут режиссер немного схулиганил: актеры проходят сквозь эту стену — когда воспитанница Гурмыжской, Аксюша (Виталина Лебедева) в отчаянии убегает из сада. Реплики напряженной сцены произносятся в зале — и граница между вымышленным миром и зрителями на мгновения исчезает.

19 мая состоится второй премьерный спектакль автора, который стремился, чтобы зритель в театре мог «сочувствовать добру и узнать зло, ясно представленное».

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Дмитрия МЯКИНА

Островский, ясно представленный Островский, ясно представленный Островский, ясно представленный Островский, ясно представленный Островский, ясно представленный Островский, ясно представленный Островский, ясно представленный