В конце февраля ревнители Мельпомены, изнывающие по классике жанра, смогут увидеть на бобруйской сцене спектакль по легендарной пьесе Жана Батиста Мольера «Тартюф». Работу над ее постановкой заканчивает в эти дни главный режиссер Томского драматического театра Юрий Пахомов.

Забегая вперед, скажу, что «Тартюф» – пьеса весьма непростой судьбы. История о святоше и лицемере, соединяющем в себе властолюбие и алчность, холодный цинизм и ханжескую мораль, в свое время вызвала бурю негодования среди тех, кто был целью ее комедийных стрел.

Некий священник Пьер Рулле разразился памфлетом, называя Мольера «демоном, принявшим облик и одежду человека», и требовал сожжения его на костре. Парижский архиепископ Гордуин Перефикс под страхом отлучения от церкви запретил верующим не только смотреть, но даже читать и слушать пьесу. Между тем запрещенный для представлений в Пале-Рояль «Тартюф» стремительно покорял частные сцены. Где нельзя было по каким-либо обстоятельствам устроить спектакль, собирались просто на его чтение.

С точки зрения постановки Юрий Пахомов считает «Тартюфа» достаточно трудной пьесой. «Но тем интереснее над ней работать!» – добавляет он.

До приглашения в Бобруйск режиссер уже имел опыт сотрудничества с гродненским и витебским театрами. На вопрос, как складываются отношения с бобруйской труппой, Юрий Алексеевич загадочно улыбается: «День ото дня мы находим все больше точек соприкосновения, все теснее притираемся друг к другу. Не могу сказать, что российские актеры чем-то отличаются от белорусских. Да, мы живем в разных странах, с разной культурной и общественной ситуацией, но структура театра сама по себе такова, что в процессе творчества стираются все границы и условности».

Бобруйская сцена давно не видала пьес мольеровского масштаба. Не захватывает ли у актеров дух от прикосновения к глыбе? «Существовать в комедии сложно, – признает Юрий Алексеевич. – Но степень готовности к материалу очень высока». И, кажется, он не лукавит. За работой таких мастеров, как Александр Парфенович (кстати, именно ему выпало играть Тартюфа), Николай Герасименя, Татьяна Дорогобед, Наталья Кашпур, Алла Грахова, любо-дорого смотреть даже во время репетиции. А уж как они порадуют нас в день премьеры!

В общем, товарищи театралы, следите за афишами. Быть может, в Тартюфе эпохи Людовика XIV мы узнаем героев и наших дней. Узнаем и посмеемся вместе. Говорят, маэстро Мольер очень ценил свободный смех.

Дмитрий РАСТАЕВ

Фото Федора ПРОКОПОВА