Это уже становится бобруйской традицией: объявить концерт, дать в продажу билеты, а потом заставить зрителей гадать на кофейной гуще (ромашке, зеркалах…): состоится или нет заявленное выступление. Сначала Валерия и «Чайф», теперь вот Лев Лещенко. Была еще Вера Брежнева, но там до продажи билетов дело вроде не дошло. И хотя местные устроители концерта народного артиста РФ Льва Валерьяновича Лещенко утверждали, что дело на мази, факты говорили об обратном: по состоянию на четверг, 25 июня, согласно инсайдерской информации, было продано всего 1500 билетов. Что вполовину меньше ожидаемого. И лишь в субботу, 27 июня, непосредственно в день концерта, камень с души упал: выступлению быть!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Спасибо, конечно, бобруйским зрителям, поднажавшим поясом на талию и сумевшим таки купить билеты. Но еще большее спасибо самому артисту и его концертному директору Олегу Дмитриеву. Он, кстати, в отличие от своих коллег-продюсеров-промоутеров, не скрывал от журналистов сумму за выступление мэтра. «На таких площадках мы работаем за 1200000–1500000 рублей». Речь, понятное дело, о российской валюте, а под «мы» подразумевался не только артист, но и семь человек вокально-инструментального сопровождения. По словам концертного директора, в данном случае рассчитывать даже на нижнюю планку этой суммы не приходилось. И только вмешательство артиста, согласившегося работать «уже за сколько есть», сделало возможным проведение концерта.

Звание народного, данное Льву Валерьяновичу еще в советские годы, он с блеском подтвердил на практике. И когда вышел на сцену с легким недомоганием, и когда отвечал на мои вопросы, многие из которых иным его коллегам по цеху я бы задавать не отважился.

— Лев Валерьянович, мы беседуем накануне вашего концерта. Вы не пробовали сосчитать, сколько таких выступлений было в вашей биографии? Ну, хотя бы приблизительно.

— Насчет концертов точную цифру не скажу, а вот песни недавно посчитал. Кстати, благодаря интернету, который все помнит. Набралось 680 песен. Больше, наверное, чем у Кобзона. Раньше в год выходило по 400 концертов, сейчас примерно 120. Это не учитывая мою работу в ансамблях, еще до сольной карьеры.

— Эти цифры говорят о вашей фантастической работоспособности. Откуда силы черпаете?

— От зрителя. Как и любой артист. Это та самая обратная связь. Тут я немного приболел, нога шалит. Но знаю, что когда выйду на сцену — вся боль пройдет. Даже попытаюсь побегать и попрыгать. Не знаю, получится ли. Во всяком случае, я уверен: зритель меня поддержит. Ну а я постараюсь его не разочаровать.

— А можно ли вспомнить самую необычную аудиторию, перед которой доводилось выступать, самый нетипичный зал?

— Любая аудитория — необычная. И бобруйская тоже. Не думаю, что все, кто сейчас занимает свои места в зрительном зале, — мои поклонники. Может, кто-то просто пришел из любопытства, почему нет. Интересно ведь, как дедушка выглядит.

— В вашем репертуаре есть песня «Городские цветы». Кроме вас, ее поет и Михаил Боярский. Споров по этому поводу у вас никогда не возникало?

— Да ну что вы! Миша ее поет по-своему, я — по-своему. Вообще, это одна из нескольких песен, которые я делю с другими исполнителями. В начале 70-х годов я записал песню «Зеркало» Юры Антонова, дело было в Минске. Сам Юра ее начал исполнять только лет через десять, с началом перестройки. А так стараюсь петь свои песни.

— В вашей биографии немало дуэтов. Пели вы и с Анной Герман, и с Татьяной Анциферовой, и даже с Ильей Лагутенко. С кем из артистов еще хотелось бы выйти на одну сцену? Не важно: российских или зарубежных.

— Наверное, не осталось наших певиц, с кем у нас не было бы совместной работы. Лада Дэнс, Соня Ротару, Алсу, Лариса Долина. Один из первых дуэтов — с Аллой Пугачевой. Была такая песня «Я вас люблю». У нее тогда совсем детский голосок был. На одном из юбилейных вечеров я хотел с ней вспомнить этот дуэт. Но что-то Алла постеснялась. Я не в обиде. По настроению и тембру голоса я бы спел с Крисом Ри.

— Но у него довольно низкий бархатный голос, в отличие от вашего…

— Так и у меня от природы такой же. Я получал музыкальное образование как бас и баритон. И в классических произведениях я пел партии высокого баса. Это на эстраде все по-другому.

— Вы прямо-таки находка для пародистов. Кто только ни копировал вашу манеру держаться на сцене. А как вы сами относитесь к пародиям на Льва Лещенко?

— Если пародии незлые, то это путь к популярности. И для тех, кто пародирует, и для тех, кого пародируют. Пародии-то делают на людей известных. Любая реклама, любое упоминание полезно для артиста. Так что все нормально.

— Среди ваших друзей немало известных и влиятельных людей. Что дает вам общение с сильными мира сего?

— Да ничего не дает… кроме дружбы. Вагит Алекперов (глава «Лукойла». — Д. С.) даже шутит: «Ты — единственный человек, кто у нас не просит нефть». Дружил я и с ушедшим ныне Рэмом Ивановичем Вяхиревым (экс-глава «Газпрома»). С ним я познакомился очень давно. Он был в Сибири в командировке, а я там выступал. Потом он помог мне с организацией театра. …Я-то ведь сдружился с этими людьми задолго до того, как они стали теми, кем вы их знаете. Если что и дает мне эта дружба в материальном выражении, то все идет в творчество. Вот Коля Цветков, глава «Уралсиба», помог мне с постановкой оперы Давида Тухманова «Царица». Баскетболу помогали. Кстати, ваша минская команда играла в лиге «ВТБ», я был почетным президентом клуба «Триумф». Сейчас, правда, клуб переехал в Питер. Но спортсменов продолжаем поддерживать.

— Многие артисты вашего уровня работу творческую совмещают с бизнесом. У вас ведь тоже есть свои бизнес-проекты, расскажите о них…

— Проект у меня один. И то я там только лишь учредитель. Сейчас это называется «Владимирский лесопромышленный комплекс». Четыре лесничества, техника, несколько фабрик, которые занимаются переработкой древесины. Все начиналось с одного деревообрабатывающего предприятия, которое мы купили, когда оно загибалось. Думали заработать, а пришлось вкладывать и вкладывать. И до сих пор вкладываем, недавно кредит закрывал своими деньгами.

— Одно время вы преподавали в академии имени Гнесиных. И даже приложили руку к становлению многих популярных певиц — Катя Лель, Марина Хлебникова, Ольга Арефьева. При таком преподавательском успехе вы тем не менее оставили кафедру. Почему?

— А некого учить. Талантов нет. Вот есть шоу «Голос», там образования не надо. А в академию надо приходить, имея природные задатки и работоспособность. И Алла Пугачева, и Лайма, и Марина Хлебникова — все они получали образование, будучи уже известными людьми. Можно вспомнить Валерию, Ирину Отиеву, Валентину Легкоступову. Сейчас нет студентов такого уровня. Поэтому и не преподаю.

— Вот и назвали много имен. Но ведь не всем они сейчас известны. Почему, на ваш взгляд, теперь не слышно той же Понаровской, Легкоступовой, Отиевой? Ведь это певицы широчайших вокальных данных и высочайшего профессионализма.

— Рейтинг и формат — вот две причины. Все медиаресурсы направлены на это. Если артист в эфире — он существует. Нет… Тогда и говорить не о чем. Да и репертуара подходящего нет, который бы соответствовал уровню таких артистов. Чего стесняться, все мы живем на старом репертуаре. Это дает нам возможность сохранить интерес зрителя к себе. А те, у кого не было такого репертуара, или был, но в небольшом объеме, они быстро ушли. Последний общенародный хит был у Пугачевой «Позови меня с собой».

— То есть вы, не стесняясь, признаете, что ваши лучшие песни уже спеты…

— Ну почему… Сейчас на «Русском радио» звучит моя новая песня «Чтобы жить». И до этого было несколько. На концерте вы их услышите.

— Ваша песня «День Победы» стала гимном этого самого праздника…

— 40 лет я ее пою уже. Музыку написал Давид Тухманов, а стихи — Владимир Харитонов. Поэт-фронтовик. Наверное, поэтому песню так любят и всегда просят исполнить. Редкий концерт обходится без нее. Сегодня я ее обязательно спою.

— Лев Валерьянович, как вы отдыхаете? Особенно с учетом столь напряженного концертного графика.

— На море езжу. Семь-восемь дней — и достаточно. Просто поплавать и полежать на солнце. Раньше даже подводной охотой увлекался. В теннис когда-то играл. Но это в прошлом. Зато зарядку делаю обязательно. Каждое утро.

— Что для вас дом, Лев Валерьянович? В самом широком смысле этого слова, кто вас ждет дома?

— То же, что и для вас — место, где ждут. Меня ждет жена, сестры приходят, собака. Отца, увы, уже нет, он ушел в 2004 году, прожив почти 100 лет. Дом — это еще и память о предках. К сожалению, революционные преобразования вымыли из нашего сознания историческую память, разорвали связь поколений. Папа перед уходом оставил небольшое автобиографическое эссе. Начиналось оно так: «Мой дед Василий Иванович Лещенко родился в 1851 году в Белой Церкви». И я понимаю, что уже кое-что знаю о моем прадеде. Немного, но знаю. Если каждый из нас начнет изучать свою историю, свой род, мы вернем многое из того, что было утрачено.

— Спасибо вам, Лев Валерьянович, за беседу.

* * *

Это кажется невероятным, но в нынешнем году артист отметил свой 73-й день рождения. А ведь ты помнишь его с детства. Когда сидел на полу, перебирал игрушки, изредка посматривая в телевизор. А там — Он. В сопровождении космонавтов пел «Надежду» и «Притяжение Земли». А еще «Родительский дом», «Соловьиную рощу», «Татьянин день». Ты рос, а эти песни по-прежнему звучали так, словно только вышли из студии. А раз так, то и исполнивший их артист просто обязан оставаться молодым. Льву Лещенко это отлично удается. Та же густая шевелюра, тот же характерный прищур, так любимый пародистами, тот же голос.

Вниманием публики артист завладел с первых минут концерта и мастерски держал его без малого два часа. За это время со сцены прозвучало два десятка песен. Совершенно новые «Молодость», «Я выбираю тебя» и проверенные временем (поколениями!) «Родительский дом», «Городские цветы», «Прощай», «Соловьиная роща». Касательно последней. Новое прочтение припева этой песни — факт, известный почти всем. В том числе и самому артисту. Относится Лев Валерьянович к этому снисходительно-философски, о чем он поведал зрителю, но вопреки ожиданию никаких «полей-налей» со сцены так и не прозвучало. Печаль унесется, а остальное приложится.

В нашем городе Лещенко выступает второй раз. Впервые он спел здесь еще в 1980-х. На сцене Дома офицеров (ныне главный корпус БГЭУ). Об этом факте ему напомнила одна из зрительниц. И как знак высшей бобруйской признательности вручила артисту огромную коробку зефира.

Завершали концерт знаковые песни Льва Лещенко. «День Победы» зрители выслушали стоя, а «Надежду» маэстро с залом спели в формате караоке. Перед каждой новой строчкой артист добросовестно проговаривал слова. Мало ли, вдруг кто не знает. Это лишнее, Лев Валерьянович: что-что, а надежда нас никогда не покидала.

Дмитрий СУСЛОВ

Фото и видео Виктора ШЕЙКИНА

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!

Лев Лещенко в Бобруйске!