Как всегда, аншлагом открылся новый, 68-й, театральный сезон в Могилевском областном театре драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича. «Недоросль» — премьера, современное прочтение пьесы в одно действие.
«Что вы, девушка, все билеты проданы!» — огорошила меня кассир театра. Миссия «лишний билетик» была исполнена только благодаря нерадивости парня, который пробросил своих однокашников по колледжу и один билет из пяти у них завис. Что ж, явка все равно высока.
С первых шагов у любого возникало сомнение, что его здесь ждет встреча с музами. Вестибюль Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича был заставлен прилавками индийской ярмарки! В ожидании спектакля театралки рылись в бусиках и приценивались к фисташкам и масала-чаю на развес. Индийцы трогательно дождались конца спектакля — через полтора часа они оставались в фойе в полном составе.
Режиссер Максим Сохарь обещал зрителю свободное прочтение пьесы Дениса Ивановича Фонвизина в одном действии — и обещание выполнил. Но чтобы оценить акценты, которые перерасставил в пьесе постановщик, неплохо бы помнить повороты интриги в «Недоросле», проследив их хотя бы в справочнике «кратких содержаний». «Кто это? Почему?» — все спрашивал у своей спутницы парень в шестом ряду.
У Фонвизина страсти кипят вокруг имения Софьи (А. Агейкина), которым Простаковы управляли «как своим». В спектакле эта собственность — «модный дом». Из «Недоросля» исчезли целые сцены, многие герои остались при именах, хотя без реплик, но рассуждения о новом кафтане Митрофанушки (А. Гришкевич) зритель услышал. Гламура, без которого тут не обойтись, добавил октет длинноногих девушек из студии моделинга «Стиль» при ЦВР «Росквiт» в одежде авторства Самочерновой и Шавеко.
В школьных сочинениях восьмиклассники мечут молнии в Митрофана, который не знает грамоты. Но режиссера, судя по всему, не волнует грамотность недоросля. Пожалуй, даже и противостояние хищницы-Простаковой (А. Грахова) и криминального авторитета Стародума (Н. Герасименя) не является генеральным стержнем спектакля. Действие сосредотачивается на живописании нравов. Правда, от фонвизинского пафоса тут осталось не так уж и мало. Великолепная сцена явления Простаковой со свитой и Простакова (А. Парфенович) — со свитой, весьма своеобразной. Разговор Милона, Правдина и Скотинина (П. Ходжаев, Е. Ракицкий и В. Бабинич) в бане, банный кордебалет со всеми его ужимками. «Явление» Стародума — когда все вдруг оказываются сидящими на корточках и пьющими чифирь.
Несомненная удача спектакля — образ Софьи, неожиданный и симпатичный. В школе казалось, что эта девушка, пожалуй, англичанка по рассудительности своей — сухопарая, в синем твиде, практически Мери Поппинс. Бобруйск, получай другую Софью: «Шансон-ТВ» плюс оперный театр «Ла Скала» в одном бокале. Очень эмоциональная, беззащитная, женственная героиня.
Удалось развернуться Вадиму Бабиничу в роли неудачливого жениха Тараса Скотинина (но все-таки, почему герой любит свиней? — у Фонвизина как-то понятней получалось). Ему было придумано амплуа комичного карманника.
Спектакль проходит в одних и тех же декорациях — условный «дом», обозначенный белыми рамами на черном фоне. В глубине сцены трон, на который неслучайно время от времени восседают действующие лица. Если задуматься, то в пьесе действуют домочадцы, люди, связанные кровными узами — но, как и декорации на сцене, эти узы для них всего лишь условность.
На протяжении спектакля режиссер без стеснения избавляется от всего лишнего, что есть, по его мнению, в пьесе Фонвизина. В какой-то момент на сцене начинается суета и свистопляска — герои в строгом беспорядке мечутся по сцене, сталкиваясь и снова убегая друг от друга. Так вот как воспринимает постановщик выяснения отношений и подковерные интриги Стародума и Ко на протяжении классической пьесы!
К концу постановка выруливает на свой независимый финал. И от зрительского восприятия зависит его трактовка. Каковы они, «злонравия достойные плоды» в современном мире? Это для учеников восьмых классов ясно, кто хороший, а кто плохой в пьесе; что послужит худшим наказанием, а что будет лучшей наградой героям. Так чем же окончился спектакль? Как посмотреть…
…Изобретено немало неординарных сценических ходов, даже на уровне реквизита. Найдены яркие характеры, прямо скажу: Милон и Правдин уже совсем не те. Да и Фонвизин не совсем Фонвизин, но о спектакле хочется говорить, хочется обсуждать его со знакомыми. Можно много спорить о достоинствах новой работы театра. Но то, что нас не оставили равнодушными, это точно!
Анна ЛАПИЦКАЯ
Фото Андрея ЖУРАВЛЕВА