Почти пять лет назад, 30 июня 2012 года, в Бобруйске произошло знаковое событие — открытие картинной галереи. Сколько лет нужно для создания музея, о посетителях и художниках, о судьбе коллекции живописи Абрама Рабкина, об удачах, планах и анонимном фасаде нам рассказала директор УК «Бобруйский художественный музей» Светлана Николаевна ПРИВАЛОВА.
— Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, сделать выставку — это дорого? На кого ложатся основные расходы?
— Дорого, и каждый раз складывается по-разному. Оплачивать, например, транспортные расходы мы можем только из своих внебюджетных средств (плата за вход на выставки). Обязательно должна быть реклама выставки, которая в полном объеме для нас не по силам. Здесь могу только поблагодарить городские газеты и сайты, которые идут нам навстречу.
Конечно, если мы хотим организовать выставку очень известного художника… Я вспоминаю Валерия Шкарубо. Мне пришлось вести переговоры более двух лет. У художника много зарубежных выставок и проблема «пустой мастерской» — провел выставку, нового не наработал. Потом у нас совпали планы. Все расходы по проведению такой выставки музей, конечно, взял на себя. Для нас было важно, чтобы творчество известного белорусского художника увидели бобруйчане.
Если речь идет о важных задачах, связанных с национальной культурой, развитием культурных связей с другими странами или сохранением культурного наследия нашего города, мы получаем поддержку от Бобруйского горисполкома. Благодаря поддержке Бобруйской епархии состоялась выставка резных икон из бересты «Свет веры». В 2016-м благодаря решению Бобруйского горисполкома о выделении средств на доставку работы Абрама Рабкина прибыли из Санкт-Петербурга в Бобруйск и стали частью музейной коллекции.
«Очень хорошо помню, когда мы открывали в Выставочном зале выставки, художники сетовали, что мастера из жизни уходят, родственники не всегда ценят их наследие… Вот бы хорошо, если бы в городе был свой музей. И звучало это как утопия. Кстати, в ноябре 2016 года Выставочному залу, из которого вырос наш музей, исполнилось 40 лет. Из них лет десять мы занимались созданием музея — начиная от идеи, писем, разработки проекта, реконструкции помещения до создания экспозиций, организации всей музейной деятельности и документации».
— Как музей распорядится даром Ольги Рабкиной?
— Мы очень благодарны дочери Рабкина Ольге Абрамовне за то, что она решила передать эту коллекцию городу, исполнив завещание отца. Когда мы ее принимали там, в Петербурге, укрепилась уверенность в том, что этот дар городу необходим. Нам были переданы работы, связанные с Бобруйском: живописные пейзажи, этюды и портреты, автопортреты художника. Есть рисунки, акварели, фотодокументы. Сейчас эта коллекция подлежит научной обработке. Первым результатом такой работы станет выставка, посвященная творчеству Абрама Исааковича, которая откроется к 630‑летию Бобруйска, в День города. Хотелось бы в будущем сделать музейную экспозицию в отдельном историческом здании. Может, когда-нибудь мы придем к этому.
— Чем привлекает бобруйчан экспозиция «Живопись Земли»?
— Наша музейная экспозиция, без преувеличения, уникальнейшая. Коллекцию, которую собирал более 50 лет и подарил городу Виталий Николаевич Соколов, превосходит по своей численности только коллекция музея землеведения геофака БГУ. Мы создавали эту экспозицию около двух лет — увлеченно, с большим интересом. Подготовлен и экскурсионный материал с учетом различных категорий посетителей.
— Кто ваш посетитель?
— Заметна такая тенденция — туризм в пожилом возрасте. Приезжают люди из других городов целыми автобусами. Нас радует сложившееся сотрудничество с центрами социального обслуживания. Люди, для которых наступил период, когда работа в жизни — не самое главное, искренние и благодарные зрители. Если у них есть желание разобраться в какой-то искусствоведческой теме или творчестве художника, мы специально готовим для них лекцию. Семьи с детьми, как правило, посещают игровые выставки и экспозицию минералов. Школьников стало заметно меньше. Думаю, нельзя недооценивать эстетическое образование. Это инструмент, посредством которого можно воспитывать…
— Как пополняются фонды музея — за счет подарков, госзакупки, обменов?
— Обменов у нас пока не было. Работы поступают путем закупки или дарения, обычно после организации каких-то выставок. В прошлом году — нет, но раньше нам выделялись средства на закупку произведений. Мы коллегиально решаем, какими работами необходимо пополнить наш фонд, а потом везем их на заседание экспертной комиссии при Министерстве культуры, где работа оценивается или отклоняется от закупки.
— Появляются ли молодые художники в Бобруйске, чьи работы пополнили бы в будущем ваши фонды?
— Был «серебряный век» в Бобруйске, в 1980–90‑е годы, когда работали Никифоров, Рубцов, Доморад, Белогуров… Выставки были замечательные, очень разнообразные, мощные. Такого движения мы теперь не наблюдаем. Что греха таить, молодые художники уезжают туда, где есть возможность заработать.
Жаль, что из Бобруйска уехали замечательные художники. Владимир Концедайлов в Минске живет, Олег Захаревич — в Витебске, Александр Махнист — в Америке. Жанна Будейко и Максим Колтыгин тоже работают в Минске. Для каждого из них Бобруйск был периодом становления.
— Кстати, Максим Колтыгин в своем интервью нашей газете заметил, что Бобруйскому художественному музею не хватает большой вывески с золотыми буквами…
— И это верно. Дело не только в больших буквах. Стилистически галерея вписана в общий фасад здания, но не имеет своего «лица». Мы пытаемся в силу наших скромных возможностей, посредством афиш, создавать красивую музейную витрину. Однако все равно выглядим анонимно. Нам необходим оригинальный фасад.
– Продолжается «Май музейный», который проводится в рамках республиканской акции «Бобруйск – культурная столица 2017 года»...
– Было много мероприятий, интересных встреч. Состоялся традиционный городской конкурс «Юный художник» на тему «Город, в котором я живу». Прошла презентация книги удивительного мастера Гульнары Качан об искусстве создания обрядовой куклы. Спустя многие годы к нам из Израиля с выставкой приехал наш земляк, лауреат международной премии имени Николая Рериха, основатель Объединения профессиональных художников Израиля, замечательный художник Иосиф Капелян.
Большим подарком для бобруйчан и гостей фестиваля «Венок дружбы» станет выставка классиков белорусского искусства из фонда Национального художественного музея Республики Беларусь. Мы сможем увидеть произведения Хруцкого, Белыницкого-Бирули, Жуковского, Ахремчика, Селещука, Толстика…. – всего более пятидесяти работ.
А завершит месяц выставка кошек городского клуба «Бастет» «Мяу-май в музее».
У каждого музея в экспозиции есть работы, которыми он особенно дорожит и гордится, которые могут быть его символами. Как «Джоконда» в Лувре, как «Сикстинская мадонна» в Галерее старых мастеров в Дрездене. Мы решили определиться с самыми интересными экспонатами нашего музея. Итак, субъективный топ‑5 от директора Бобруйского художественного музея Светланы Приваловой.
1. «Лодка моего детства» Анатолия Концуба
2. «Портрет матери» Эдуарда Белогурова
3. Керамическая композиция «Бамбук» Евгения Одиноченко
4. «Кораблик» Максима Колтыгина
5. «Диалог» Олега Ткачева
Анна СЕМЕНОВА
Фото Виктора ШЕЙКИНА