Традиция без границ

В нашем городе гостит Традиция, старинная и признанная в мире. Выставка петриковской росписи открылась в Выставочном зале на Социалистической накануне «Венка дружбы», а в дни фестиваля участники праздника могли познакомиться с послом традиции, потомственной мастерицей Натальей Статива-Жарко, и взять мастер-класс у настоящего виртуоза.

С одной стороны, образцы петриковской росписи графичны и отличаются выразительной, динамичной композицией. С другой — переход цвета внутри отдельного элемента рисунка является одним из главных выразительных средств этой народной школы. С одной стороны, за три века практики отточили приемы и зафиксировали их в определенных рамках, с другой — работы мастеров петриковской росписи очень индивидуальны по темпераменту и манере.

Первое упоминание о селе Петриковка (современная Днепропетровская область) относится к XVII веку. Александр Жарко, супруг Натальи, художник и дизайнер, рассказал, что авторами традиции, теми, кто ее поддерживал и развивал, были простые петриковчанки. Хозяйки разрисовывали печи и беленые стены своих домов кисточками из кошачьей шерсти, а то и просто руками. Растительный орнамент с яблоками, гроздьями калины, павами на ветках и красавицами в райских садах не обязательно был росписью по беленой стене. Жизнерадостные мотивы, яркие цвета и характерные элементы росписи применялись и в вышивке, и в бумажных «килимках», украшающих стены, и в оформлении домашней утвари. Для тонкой росписи применялась кисточка, сделанная из волосков, выстриженных под передней кошачьей лапкой.

Наталья Статива-Жарко родилась в Петриковке, ее семья немало сделала для развития и популяризации школы петриковской росписи. Три ее сестры — Валентина, Мария и Лидия — известные и уважаемые художницы.

Два дня фестиваля можно было наблюдать Наталью за работой, на «художественной» площадке возле Выставочного зала. Казалось, что движения кисти над чистым листом сродни танцу. Безошибочные, ритмичные, уверенные — даже отрешенные. Один из бобруйчан, взявших мастер-класс петриковской росписи (чтобы, в русле традиций, расписать печь) сравнил такое рисование с медитацией.

В 2012 году петриковская роспись была номинирована на включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО и сейчас соревнуется за право войти в него с другими претендентами. В июне 2013 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже была открыта выставка петриковской росписи. Возможно, украинское народное искусство составит компанию грузинскому полифоническому пению, французской кухне и фламенко, которые уже признаны достоянием человечества.

Скорее всего, выставка петриковской росписи в Бобруйске продлится до конца июля. Эта экспозиция из разряда везения, ее стоит посетить. Увидеть авторское воплощение традиции и попытаться самому выделить определяющие черты этого искусства, регламентированного и живописного. А заодно пожелать удачи петриковской росписи со списком ЮНЕСКО — а вдруг это где-то зачтется.

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Марии ЛАПИЦКОЙ

Традиция без границ Традиция без границ Традиция без границ